По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Волшебная страна чувств. Развитие эмпатии посредством арт-терапии

Алла Анатольевна Дерябина педагог-психолог высшей квалификационной категории, ГБОУ «Школа № 1900», лауреат конкурсов «Учитель года», «Московские мастера», член Творческого союза профессиональных художников

Эмпатия — это осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения происхождения этого переживания.

В последние годы большое внимание привлекает проблема детских стрессов, которые влекут за собой различные нервные расстройства и повышенную заболеваемость. Детские стрессы — это свидетельство дефицита положительных эмоций у ребенка. Современные дети предпочитают общение через гаджеты живому общению. Какую картину мы можем наблюдать практически на любой детской площадке? Ребенок предоставлен сам себе, а родители целиком погружены в виртуальное пространство.

«Детство — важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш...» — говорил В.А. Сухомлинский в начале прошлого века. Это высказывание актуально и в наши дни. Каким же взрослым может вырасти ребенок: не умеющим выражать свои чувства, не наученным налаживать коммуникацию, не чувствующим окружающих его людей?

Для развития эмоциональной составляющей разработана целая серия занятий, о которой я хочу вам рассказать. Считается, что рисование, как, собственно говоря, любое творчество, является выражением собственного Я.

В возрасте полутора лет, получив доступ к художественным материалам, будь то мелки, краски, карандаши и т.п., ребенок знакомится с волшебством линий, которые появляются по мановению его руки. В это время малыш рисует круги и линии на любой доступной ему поверхности. Потом оказывается, и это очень неожиданное, важное открытие, что символ может изображать что-то в его окружении. Все мы помним детскую песенку «Палка, палка, огуречик — вот и вышел человечек...». Примерно к трем годам на творчество, как и на другие сферы развития маленького человека, накладывает отпечаток кризис трех лет, который характеризуется как «Я сам». Так как моторика еще недостаточно сформирована, а «шедевр» нарисован, без комментариев маленького художника не обойтись.

Для Цитирования:
Алла Анатольевна Дерябина, Волшебная страна чувств. Развитие эмпатии посредством арт-терапии. Русская галерея-XXI век / Russian gallery. XXI c.. 2022;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: