Люди всегда стремились украсить свой дом, поэтому украшали окружающие их предметы быта, в том числе и прялки, которые были в каждом крестьянском доме. Во многих губерниях: Архангельской, Вологодской, Нижегородской и др., — мастера изготавливали прялки дочерям и женам. Первую прялочку девочка получала от отца в детстве в знак приобщения к труду. Вторую преподносили девушке, когда она достигала возраста невесты, собственноручно изготовленную отцом или заказанную местному мастеру.
Красивая прялка как бы представляла девушку, говорила о благополучии семьи. Прялку дарил молодой человек своей суженой. Она переходила по наследству от бабушек, матерей, сохраняла память о близких людях. И всегда это было не только первейшее орудие женского, глубоко почитавшегося труда, но дар любви и добрых пожеланий. Старые прялки в семьях берегли в память о матерях и отцах. Поэтому они и сохранились лучше других предметов быта и теперь предстают как памятники народной культуры и искусства.
Новоладожские мастера изготавливали два вида прялок — «золоченки» и «крашенки». Свое название «золоченки» получили благодаря широкой золотой полосе по краям лопасти. Такие прялки выполнялись на заказ и особо ценились изза надписей с именами владелиц.
Волховскую прялку характеризует яркая цветочная роспись. На лицевой стороне изображали крупный цветок — розан. Цветок обрамлен с трех сторон трафаретным текстом с указанием имени владелицы. Широкие круглящиеся мазки придают цветку выпуклую форму. Розан как основной элемент росписи присутствует на большинстве изделий. С обратной стороны прялка украшена проще. На красном или темно-синем фоне располагается небольшой цветок или ветка в круге, по краям лопасти — широкие золоченые полосы.
Отличительной особенностью промысла стал «переходный» мазок, когда один цвет переходит в другой. «Крашенки» отличаются от «золоченок» отсутствием золотого обрамления и надписей. Возможно, эти прялки по времени предваряют золоченые: их расписывали, пока не появились и не распространились трафареты для украшения «золоченок».