Воинский учет в организации в последнее время приобрел актуальное значение. Если раньше компании могли позволить себе его не вести, хотя это всегда было их обязанностью, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, то сейчас правила ужесточились. Значительно выросли штрафы, если раньше руководителя могли наказать на одну тысячу рублей, то сейчас уже на 40–50 тысяч. Да и новостная повестка обязывает относиться к воинскому учету более серьезно.
Итак, вы решили восстановить воинский учет или вообще организовать его с нуля. Предлагаем пошаговый алгоритм ваших действий.
1. Как обычно, с изучения нормативных документов. Правила воинского учета содержатся в нескольких нормативных актах:
• Ст. 7 Федерального закона № 61ФЗ «Об обороне» от 31.05.1996;
• Ст. 9 Федерального закона № 31ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» от 26.02.1997;
• Ст. 4 Федерального закона № 53ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998;
• Положение о воинском учете, утвержденное Постановлением Правительства РФ № 719 от 27.11.2006;
• Инструкция об организации работы по обеспечению функционирования системы воинского учета (утв. Приказом Минобороны № 700 от 22.11.2021);
• Методические рекомендации по ведению воинского учета в организациях (утв. Генштабом ВС РФ 11.07.2017).
Важно: обратите внимание на Методические рекомендации: некоторые положения и образцы документов устарели, если обнаружились противоречия с другими документами из приведенного списка, то следует ориентироваться на них.
2. Определить, кто будет ответственным за ведение воинского учета. Количество таких сотрудников (регулируется Методическими рекомендациями) зависит от числа работников, состоящих на воинском учете:
• если на воинском учете состоит менее 500 граждан, то понадобится один работник, выполняющий обязанности по совместительству, совмещению, т.е. не освобожденный от другого функционала, например, сотрудник отдела кадров;