В последние 10 лет наблюдается устойчивый рост экономики, обороноспособности и геополитической роли России в решении глобальных мировых проблем. Вместе с тем эти успехи достигнуты за счет усиления центростремительных тенденций развития страны, начавшихся еще в 70-х гг. прошлого века в СССР. Суть этих тенденций заключается в централизованном ускоренном притоке в столицу и крупные региональные центры инвестиций и технологий и, как следствие, переток в них трудовых ресурсов из периферии. Следствием такой стратегии развития является гипертрофированный рост не только мегаполисов Москвы и Санкт-Петербурга, но и всех без исключения других региональных центров с обострением социально-экономических проблем обеспечения их нормального функционирования, ростом преступности, ухудшением экологического состояния окружающей среды и качества жизни населения. Одновременно с этим на периферийных территориях регионов РФ также наступают демографический, социально-экономический и экологический кризисы, которые с течением будут обостряться без принятия мер по преодолению сложившихся тенденций регионального развития страны.
Нельзя не отметить, что в стране осознается необходимость решения проблемы территориального развития регионов. Крупные социальноэкономические инициативы в виде планирования и реализация двенадцати крупных национальных проектов, проектов возрождения БАМа, развития морских портов, создания средних и крупных ГЭС в Сибири и на Дальнем Востоке, рекреационных зон и другие, несомненно, являются мощными положительными моментами в их развитии. Однако, обеспечивая создание «точек роста», эти инициативы направлены на сохранение существующих центростремительных тенденций и будут способствовать усилению пространственной неоднородности социально-экономического и экологического развития регионов и их территорий: старые и вновь возникающие центры будут усиливаться, а периферия — стагнировать. В целом сохранение нынешних тенденций регионального развития в ближайшем будущем будет создавать и усиливать условия нестабильности в обществе и потери устойчивости страны в геополитическом пространстве. Представляется, что в целом в стране не имеется полной, объективной, комплексной оценки современной социально-экологической ситуации, в связи с чем принимаемые решения имеют во многом ведомственный характер, не учитывающий синергетический эффект их влияния на качество жизни населения. Совершенно очевидно, что необходимо сменить парадигму развития страны и ее регионов и перейти от центростремительной к диффузной (рассредоточенной) модели территориального развития регионов [1].