Белорусско-вьетнамский завод «вырастет» в 40 км от Ханоя, на месте рисового поля. Недавно территорию в 4,5 га огородили, начали укреплять грунтом и заложили первый камень. Строительство будут вести по проекту Минского автозавода, но с привлечением местных подрядчиков. Через несколько месяцев здание получит готовый каркас, осенью откроют первую очередь, а к концу года с цехов должны выехать новые белорусские автомобили с вьетнамским «гражданством».
Для реализации проекта Минский автозавод два месяца тому назад зарегистрировал совместное предприятие MAZ Asia. Предшествовали этому Соглашение о зоне свободной торговли между ЕАЭС и Вьетнамом и Протокол между правительствами Белоруссии и Вьетнама о поддержке производства моторных транспортных средств.
Вьетнамским партнером выступила фирма AuViet Industry, реализующая в статусе дилера самосвалы БелАЗ и комплекты «Белшины». Вьетнамцы получат 70 % уставного фонда, а взамен вложат инвестиции. МАЗ в свою очередь покроет свою 30-процентную долю технологиями (по ним будут возводить завод и собирать автомобили) и техникой — грузовиками, которые привезут из Минска.
Новый завод строят с уважением к местным традициям. Так, место строительства выбрано по принципам фен-шуй. Кроме того, день и точное время начала работ определил местный служитель культа, из-за чего даже пришлось приступить к ним раньше срока. Строительство началось с ритуала: сделали три круга вокруг участка по часовой стрелке, а на каждом углу и по центру откопали и бросили в правую сторону горсть земли. В это время местные жители пели песни и били в бубны. В будущем возводить объект будут с учетом требований фен-шуй, а на заводе появится священное место.
Во Вьетнаме на первом этапе будут собирать шесть моделей автотехники МАЗ. Прежде всего это большие и малые самосвалы, тягачи для порта, длиннобазные грузовики и шасси для спецтехники. В будущем на сборочном производстве будут устанавливать различные надстройки, например цистерны или навесное оборудование для коммунальной техники. Для местного рынка автомобили переосмыслили: чтобы соответствовать местному техрегламенту, машины сузили до 2500 мм, применили новые ведущие мосты и заметно облегчили конструкцию. Только за три года планируется выпустить около 2000 автомобилей.