По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Во что преобразуется наш опыт в твердый деревянный или невидимый цифровой рубль?

Швец Юрий Юрьевич главный редактор журнала «Валютное регулирование. Валютный контроль», к.э.н., доцент Департамента экономической теории Финансового университета при Правительстве РФ

«Кто мы сто лет спустя? Забытые уроки истории — это как бой с тенью, которая способна исчезнуть только при усилении потока света. В 2020–2021 гг., и уверенно можно предполагать, и в короткой перспективе, гармонично звучат слова Г.Я.Сокольникова, первого министра (наркома) финансов СССР (1922–1926 гг.), который осуществил в денежную реформу, сделавшую российский червонец устойчивой валютой, высоко котировавшейся на мировых рынках, обеспечил надежное функционирование бюджетного процесса даже в истощенной стране. Он писал: «Я думаю, что при всех обстоятельствах нужно удержать нефть, уголь, транспорт, металл, банки, ибо именно эти отрасли являются господствующими экономически позициями… Вся финансовая политика Советского государства, вся бюджетная работа Советского государства также должна окончательно выйти из московских кабинетов, совещаний, обсуждений только здесь, в наркоматах и высших органах. Она должна стать известной всей стране… Можно сочинить какую угодно программу, произносить какие угодно речи, можно вынести самую замечательную резолюцию, но если за этой речью, за этой резолюцией в бюджете государства, или губернии, или волости в нужном месте не поставлено нужного количества рублей, то программа и резолюция останутся на бумаге. Вот почему необходимо, чтобы вопросы бюджета стали понятны и известны массам, чтобы они могли принимать участие в обсуждении бюджетных проектов и через посредство своих делегатов решать эти вопросы». Так кто мы? Получилось ли у нас аккумулировать опыт управления финансовой системой и привнести что то новое в процесс создания твердой и устойчивой денежной единицы, иневажно, как она называется — «деревянный» или «цифровой» рубль.

Динамика и стабильность — эти два понятия объединяют отношение любой власти к валютной системе своих стран. Вся история становления валютной системы в начале становления советской власти может служить примером, как в рамках жестких ограничений добиться поставленных целей. Данный номер посвящен современным аспектам становления финансовой системы и валютного регулирования как в России, так и за рубежом в рамках ковидных ограничений.

Начало становления валютной политики власти советского правительства в 1922–1924 гг. вынудило провести ряд валютных реформ. Они состояли из двух девальваций 1922 и 1923 гг.; выпуска червонца, покрытого на 25 % золотом или стабильной иностранной валютой, и на 75 % краткосрочными векселями (11 октября 1922 г.); государственных казначейских билетов (14 февраля 1924г.); новых серебряных и медных монет (22 февраля 1924 г.); изъятия старых денег с их резкой девальвацией (7 марта 1924 г.) и, наконец, из указа от 1 июля 1924 г., который запрещал новые эмиссии бумажных денег, чтобы покрыть бюджетный дефицит.

Денежная реформа 1922–1924 гг. облегчила кризис, но не стабилизировала валюту. Несмотря на все вложенные усилия населения, огромные инвестиции пятилеток потребовали новых эмиссий бумажных денег. Пятилетние планы развития народного хозяйства СССР, или «пятилетки», — экономические планы, создававшиеся для стимулирования быстрого развития экономики Советского Союза. Количество денег росло, а вместе с этим росли и цены. Публикация официальных индексов цен была приостановлена советским правительством в 1931 г. По оценкам Пола Бэрана1, с 1928 по 1940 г. розничные цены выросли примерно на 43%. Несмотря на специальный военный налог, интенсивную продажу облигаций государственного займа, «добровольные» пожертвования государству и взносы в фонды обороны, растущие государственные доходы не могли покрыть возросшие расходы военного времени. Излишек оставался в обращении, усиливая и ускоряя инфляцию. В то же время большие суммы денег накапливались в руках населения из-за дефицита потребительских товаров. В течение двух лет после войны предложение денег продолжало увеличиваться. Согласно оценкам, цены выросли вдвое между 1940 и 1947 гг. В то время как государственные цены на нормированные товары все еще поддерживались на относительно очень низком уровне, влияние растущей инфляции гораздо сильнее проявлялось в рыночных ценах на ненормированном рынке.

Для Цитирования:
Швец Юрий Юрьевич, Во что преобразуется наш опыт в твердый деревянный или невидимый цифровой рубль?. Валютное регулирование. Валютный контроль. 2021;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: