В настоящее время острые кишечные инфекции (ОКИ) остаются одной из серьезных проблем педиатрии, этиологическую структуру которых удается расшифровать в 56–80 % случаев. За последние годы отмечен рост удельного веса (48–70 %) возбудителей острой кишечной инфекции (ОКИ), вызывающих секреторную (водянистую) диарею: рота-, адено-, астро-, калици-, рео-, вирусы Норфолка, коронавирусы, а также бактерии (энтеропатогенные и энтеротоксигенные эшерихии) и простейшие. Среди них ведущее место занимают ротавирусы [2]. Следует отметить, что ротавирусная инфекция актуальна, как высококонтагиозная внутрибольничная инфекция (ВБИ), и на ее долю в детских стационарах приходится 48,7 % всех внутрибольничных ОКИ [4].
По данным ВОЗ, в мире ежегодно регистрируется до 138 млн случаев ротавирусной инфекции, летальность от которой колеблется от 600–900 тыс. случаев, что составляет практически одну четверть всех смертельных случаев среди больных секреторной диареей. В США и странах Европы ежегодно регистрируется от 2,7 до 3,6 млн случаев ротавирусной инфекции среди детей раннего возраста, из них в 50 тыс. случаев проводится госпитализация заболевших этой инфекцией. Высокая летальность от ротавирусной инфекции регистрируется в странах Южной Азии, Индии, Африки, Латинской Америки [5, 6].
Ротавирусы (от латинского слова rota, что означает колесо), относятся к семейству Reoviridae, диаметром 100 нм, широко распространены в природе и способны вызывать заболевания не только у человека, но и более чем у 60 видов животных. Впервые ротавирусы (РВ) были описаны в 1973 г. как этиологический фактор гастроэнтерита у человека. Трехслойная капсула определяет высокую устойчивость РВ к воздействию внешних факторов и часто встречается в холодное время года [1, 3].
Преимущественно болеют дети в возрасте от 6 до 23 месяцев, а также взрослые, которые болеют манифестными или бессимптомными формами болезни. После перенесенной инфекции человек способен выделять ротавирус с фекалиями в течение 30 и более суток.