По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Внутренний контроль региональных высших учебных заведений

Драчёна И.П. канд. экон. наук, доцент кафедры финансов и бухгалтерского учета, ГБОУ ВО Московской области «Технологический университет». E-mail: Irina.drachena@mail.ru

В статье уточняется сущность внутреннего контроля региональных вузов. Представлены иерархическая структура системы внутреннего контроля высшего учебного заведения и его взаимодействие со структурными подразделениями. Описывается несколько видов внутреннего контроля: предварительный, текущий и последующий. Предложен алгоритм порядка работы внутреннего контроля в образовательных учреждениях. Рассматриваются факторы, влияющие на организацию контроля, принципы, субъекты и объекты внутреннего финансового контроля.

Литература:

1. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в ред. от 31.12.2017).

2. Приказ Минфина России от 13.06.1995 № 49 (ред. от 08.11.2010) «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств».

3. Приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н (ред. от 31.03.2018) «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению».

4. Бровкина Н.Д. Основы финансового контроля: Учебное пособие / Под ред. М.В. Мельник / Финансовая академия при Правительстве РФ. — М.: Магистр, 2011. — 384 с.

5. Бурцева К.Ю. Внутренний контроль деятельности вуза: определение, сущность, содержание // Вектор науки ТГУ. — 2014. — № 4 (30). — С. 76–79.

6. Викулина Е.В., Драчена И.П., Коба Е.Е. Сущность и значение системы внутреннего финансового контроля в государственных бюджетных учреждениях // Научная перспектива. — 2015. — № 3. — С. 20–22.

7. Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента. Учебное пособие. — 2-е изд., доп. и перераб. — Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003. — 230 с.

8. Демина И.Д. Внутренний аудит организации управленческого учета на предприятиях / В сб.: Учетно-аналитическое обеспечение — информационная основа экономической безопасности хозяйствующих субъектов. Межвузовский сборник научных трудов и результатов совместных научно-исследовательских проектов: В 2-х ч. — М., 2017. — С. 103–107.

9. Демина И.Д. Развитие концепции внутреннего контроля в государственных (муниципальных) учреждениях с учетом международного опыта // Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. — 2017. — № 7. — С. 53–61.

10. Демина И.Д., Домбровская Е.Н. Развитие современной концепции системы внутреннего контроля в государственных (муниципальных) учреждениях // Аудит. — 2017. — № 12. — С. 17–22.

11. Демина И.Д., Кришталева Т.И. Организация внутреннего финансового контроля в государственных учреждениях // Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. — 2016. — № 3. — С. 53–58.

12. Егорова И.С. Особенности организации внутреннего контроля согласно рекомендациям Министерства финансов РФ // Аудитор. — 2014. — № 8. — С. 53–60.

13. Залевский В. Управленческий учет и контроль в высшем учебном заведении как элемент совершенствования управления высшим учебным заведением // РИСК: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. — 2011. — № 4. — С. 766–769.

14. Карепина О.И. К вопросу о показателях эффективности бюджетных расходов // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. — 2015. — № 7. — С. 69–73.

15. Качкова О.Е., Кришталева Т.И., Демина И.Д., Кеворкова Ж.А., Домбровская Е.Н. Научное обоснование и разработка практических подходов к организации и проведению внутреннего финансового контроля в государственных (муниципальных) учреждениях: Монография. — М., 2016.

16. Лукин А.Г. Основные проблемы государственного финансового контроля, осуществляемого исполнительной властью в Российской Федерации // Финансовая аналитика: проблемы и решения. — 2015. — № 1. — С. 30–39.

17. Попова А.Д. Внутренний контроль в бюджетном образовательном учреждении // Финансовые исследования. — 2012. — № 3. — С. 27–33.

18. Прокофьев С.Е. Новации в сфере государственного финансового контроля, осуществляемого Казначейством России // Финансы и кредит. — 2015. — № 10. — С. 2–11.

19. Шешукова Т.Г., Городилов М.А. Аудит: теория и практика применения международных стандартов. — 2-е изд. — М.: Финансы и статистика, 2005. — 184 с.

В настоящее время требования к российским высшим учебным заведениям, качеству образования довольно высоки, так как вузы оказывают большое влияние на развитие регионов Российской Федерации и, как следствие, всей страны в целом. На высшие учебные заведения государство возлагает социальную ответственность за развитие регионов, тем самым и стимулируя активное взаимодействие с органами местной власти, общественными организациями и промышленными предприятиями. В масштабах государства высшие учебные заведения исполняют роль хранителей, создателей и распространителей знания, способствуют обогащению людей и общества.

Согласно данным официальной статистики на 2018 год в Московской области, где проживает примерно 5% населения Российской Федерации, сосредоточена достаточно большая часть региональных бюджетных вузов, 69,4 тыс. студентов получают высшее образование. Большинство абитуриентов, живя в Московской области, выбирают место учебы в Москве, таких примерно 70%, остальные 30% предпочитают жить и учиться в Московской области.

Всего в Московской области расположены шесть образовательных организаций высшего образования, подведомственных Министерству образования Московской области: Государственный университет «Дубна», Технологический университет в Королеве, Государственный социально-гуманитарный университет в Коломне, Государственный гуманитарно-технологический университет в Орехово-Зуеве, Московский государственный областной университет, Академия социального управления.

Все вышеперечисленные вузы финансируются из регионального бюджета (Московской области), в 2018 году расходы бюджета МО на высшее образование составили 6585,98 млн руб. Объем финансирования каждого регионального бюджетного высшего учебного заведения наглядно представлен на рис. 1. Для составления рисунка нами проанализированы данные планов финансово-хозяйственной деятельности региональных вузов за 2018 год.

В условиях ограниченности государственных финансовых ресурсов в региональном бюджете стоит акцентировать внимание на необходимости их эффективного и результативного использования. Однако простое увеличение расходов на высшее образование не означает повышения эффективности их использования и достижения положительного результата.

Для Цитирования:
Драчёна И.П., Внутренний контроль региональных высших учебных заведений. Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. 2018;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: