По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 657.6

Внутренний контроль расчетов по налогам и сборам на сельскохозяйственных предприятиях

Мощенко Оксана Викторовна канд. экон. наук, доцент кафедры «Экономика и управление социальноэкономическими системами», Московский государственный университет пищевых производств 127550, Москва, Волоколамское шоссе, д. 11 E-mail: skorpion27101980@mail.ru
Усанов Александр Юрьевич канд. экон. наук, доцент департамента «Учет, анализ и аудит», Финансовый университет при Правительстве РФ 125993, Москва, Ленинградский просп., д. 49 E-mail: alexus261279@mail.ru

Для предотвращения уплаты налоговых штрафных санкций, связанных с ошибками в расчете уплачиваемых налогов, предложено использование методики внутреннего контроля расчетов с бюджетом с учетом основных критериев аудита бухгалтерской отчетности. В статье также раскрываются основные ошибки и нарушения, допускаемые при учете расчетов по налогам и сборам, которые могут существенно искажать бухгалтерскую финансовую отчетность. Статья поступила 18 января 2017 г.

Литература:

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 30.12.2016) [Электрон. ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru.

2. Карзаева Н.Н. Организация системы внутреннего контроля за расчетами с поставщиками и подрядчиками // Бухучет в сельском хозяйстве. — 2015. — № 2. — С. 47–56.

3. Карзаева Н.Н. Система внутреннего контроля за ведением бухгалтерского учета и составлением бухгалтерской отчетности // Бухучет в сельском хозяйстве. — 2013. — № 10. — С. 65–77.

4. Мусаев Т.К. Методические аспекты организации аудита налогообложения сельскохозяйственных организаций / Т.К. Мусаев / В сб.: Актуальные направления развития бухгалтерского учета, налогообложения и статистики в инновационно ориентированной экономике: Материалы IV Международной научно-практической конференции / Отв. ред. Л.Н. Усенко. — 2015. — С. 337–341.

5. Пец О.В. Методика аудита расчетов с бюджетом по налогу на доходы физических лиц / О.В. Пец // Международный студенческий вестник. — Пенза. — 2016. — № 2. — С. 81.

6. Хоружий Л.И. Учетно-аналитическое обеспечение экономической безопасности хозяйствующего субъекта / Л.И. Хоружий, Ю.Н. Катков // Вестник профессиональных бухгалтеров. — 2016. — № 4. — С. 39–44.

7. Хоружий Л.И., Божина Ю.В. Развитие системы внутрихозяйственного контроля в птицеводстве. — Брянск: РИО БГУ, 2009. — 210 с.

8. Хоружий Л.И., Павлычев А.И., Хоружий В.И., Джикия К.А. Внутренний контроль в системе управления сельскохозяйственным производством // Проблемы учета и аудита в аграрном секторе России. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Бухгалтерский учет и аудит в организациях АПК». 15.05.2001 г. — М.: Агропрогресс, 2001. — С. 38–45.

Организация и ведение учета расчетов по налогам и сборам хозяйствующими субъектами независимо от сферы деятельности и организационно-правовой формы всегда сопряжены с трудностями, связанными с неоднозначной трактовкой законодательных актов, различными вариантами оптимизации уплачиваемых налогов с целью снижения налогового бремени, уменьшения штрафных санкций и т.д. Перечисленные трудности зачастую приводят к искажению показателей бухгалтерской отчетности и не способствуют обеспечению достоверной и своевременной информацией менеджеров для принятия ими управленческих решений. Поэтому вопросы бухгалтерского учета и контроля расчетов по налогам и сборам заслуживают внимания как особый объект внутреннего контроля хозяйствующего субъекта.

Общей целью контроля расчетов с бюджетом по налогам и сборам является проверка соответствия показателей финансовой отчетности показателям расчетов по налогам и сборам. Исходя из этого выделяют следующие цели внутреннего контроля расчетов по налогам и сборам: установление соответствия применяемых методик учета обязательств перед бюджетом действующему налоговому законодательству; установление полноты, своевременности начисления и погашения обязательств перед бюджетом; подтверждение достоверности оценки обязательств перед бюджетом.

Внутренний контроль расчетов по налогам и сборам целесообразно осуществлять в два этапа.

На первом этапе необходимо дать оценку средствам контроля обязательств перед бюджетом [4, с. 207]. Путем инспектирования и опроса должностных лиц проверяющие устанавливают разделение функций принятия решений, совершения операций и контроля за ними. Контролеры оценивают наличие и организацию системы налогового планирования на предприятии по следующим направлениям: оценка применяемых вариантов налогового и бухгалтерского учета; наличие учетной политики организации для целей налогообложения; наличие планов налоговых платежей, налоговых календарей; наличие действующего графика документооборота по расчетам с бюджетом по налогам и сборам; анализ решений налоговых органов, актов проверок по расчетам с бюджетом;

Для Цитирования:
Мощенко Оксана Викторовна, Усанов Александр Юрьевич, Внутренний контроль расчетов по налогам и сборам на сельскохозяйственных предприятиях. Бухучет в сельском хозяйстве. 2017;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: