Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.12.2012 г. № 2511-р утверждена и выполняется на региональном уровне государственная программа «Развитие здравоохранения». Целью программы является обеспечение доступности бесплатной медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения, передовым достижениям современной науки.
Правовой основой для реализации положений государственной программы являются требования Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» по осуществлению органами и организациями, в т. ч. государственной системы здравоохранения внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности (ВККиБМД) в порядке, установленном руководителями указанных органов и организаций.
В указанной выше государственной программе, по подпрограмме «Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи» запланировано достижение следующих результатов: повышение удовлетворенности населения качеством медицинской помощи; создание условий для получения каждым гражданином страны, независимо от места проживания, гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, соответствующей единым требованиям по доступности и качеству.
В литературе существует много трактовок понятия «качество медицинской помощи». Так, «качество медицинской помощи» определено ВОЗ как свойство взаимодействия врача и пациента, обусловленное квалификацией профессионала, т. е. его способностью выполнять медицинские технологии, снижать риск прогрессирования имеющегося у пациента заболевания и возникновения нового патологического процесса, оптимально использовать ресурсы медицины и обеспечивать объективные условия удовлетворенности пациента от его взаимодействия с медицинской подсистемой (врачом, отделением, медицинским учреждением) [1].
Согласно Федеральному закону от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (в ред. от 03.10.2016), «качество медицинской помощи есть совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата» [2].