По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 657.6

Внутренний финансовый контроль учреждений здравоохранения казенного типа

Горохова Дарья Викторовна канд. экон. наук, старший преподаватель кафедры «Государственный финансовый контроль», ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве РФ», руководитель направления регионального развития ООО «Р. О.С. Т.У.», 141002, Московская область, г. Мытищи, ул. Шараповская, д. 1, корп. 1, кв. 138. E-mail: dgorochova@yandex.ru

Вопросам организации и осуществления внутреннего финансового контроля в организациях сектора государственного управления уделяется в настоящее время повышенное внимание. Казенные учреждения имеют ряд особенностей, оказывающих влияние на проведение внутреннего финансового контроля. Тематике внутреннего финансового контроля в казенных учреждениях здравоохранения и повышению его эффективности посвящена настоящая статья.

Литература:

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации.

2. Об утверждении Правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита и о внесении изменений в пункт 1 Правил осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.2014 № 89: постановление Правительства РФ от 17.04.2014 № 193.

3. Об утверждении методических рекомендаций по осуществлению внутреннего финансового контроля: приказ Минфина России от 07.09.2016 № 356.

4. Горохова Д.В. Развитие методологии внутреннего финансового контроля и аудита // Финконтроль. — 2016. — № 3. — С. 69–73.

5. Егорова И.С. Особенности осуществления внутреннего контроля и внутреннего аудита в коммерческой и бюджетной сфере // Учет. Анализ. Аудит. — 2015. — № 4. — С. 91–100.

6. Федченко Е.А. Оценка и контроль эффективности деятельности государственных (муниципальных) учреждений: Монография. — М., 2016. — Сер. Научная мысль. — 348 с.

Бюджетные полномочия по осуществлению внутреннего финансового контроля в организациях сектора государственного управления (кроме бюджетных и автономных учреждений) регулируются ст. 160.2–1 БК РФ, во исполнение которой приняты постановление Правительства РФ от 17.04.2014 № 193 [2] и приказ Минфина России от 07.09.2016 № 356 [3].

Методология внутреннего финансового контроля, предлагаемая вышеуказанными нормативными правовыми актами, разработана для главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств федерального уровня. Вопрос, насколько данная методология может быть одинаково эффективно применима как главными распорядителями, так и получателями бюджетных средств и может ли быть использована для казенных учреждений здравоохранения, подлежит рассмотрению в настоящей статье.

Чтобы провести анализ методологии внутреннего финансового контроля, предлагаем рассмотреть его системно, как совокупность взаимосвязанных элементов (табл. 1).

В целом такая система внутреннего финансового контроля представляется рабочей, хотя и трудоемкой, так как в большинстве своем выполнение бюджетных процедур, осуществление внутреннего финансового контроля и документальное отражение его результатов в журнале внутреннего финансового контроля осуществляются одним и тем же должностным лицом. Тем не менее указанная выше система контроля позволяет оперативно выявлять и устранять нарушения бюджетного законодательства, стать источником аналитической информации для принятия управленческих решений руководителями учреждений.

Подходя к проблематике, начать следует с организационных и правовых особенностей деятельности учреждений здравоохранения казенного типа, к которым относятся:

  • Состав бюджетных полномочий казенных учреждений здравоохранения, которые в общих чертах представлены формированием и ведением бюджетных смет, ведением бюджетного учета и формированием бюджетной отчетности. Таким образом, речь идет о сравнительно небольшом количестве бюджетных процедур, подлежащих контролю (по сравнению с главными распорядителями и распорядителями бюджетных средств и составом бюджетных процедур, определенных федеральными нормативными правовыми актами).
  • Многоканальность финансирования, что приводит к необходимости контроля и учета не только бюджетных средств, но и средств обязательного медицинского страхования.
  • Численность экономических подразделений учреждений здравоохранения казенного типа. Как правило, в казенных учреждениях здравоохранения выполнение всех бюджетных процедур, включая ведение бюджетного учета и составление бюджетной отчетности, сосредоточено в одном структурном подразделении, а порой и в одном должностном лице.
  • Низкий уровень автоматизации бюджетных процедур. Автоматизация является инструментом, сокращающим количество операционных ошибок, в то время как отсутствие автоматизации, наоборот, приводит к необходимости усиления контроля.

Анализ вышесказанного приводит к выводу о том, что система внутреннего финансового контроля на уровне казенных учреждений здравоохранения нуждается в организационном упрощении, с одной стороны, и необходимости контроля за использованием средств обязательного медицинского страхования — с другой стороны, а значит, подлежит корректировке, в части чего предлагается следующее.

Для Цитирования:
Горохова Дарья Викторовна, Внутренний финансовый контроль учреждений здравоохранения казенного типа. Бухучет в здравоохранении. 2018;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: