По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 336.148

Внутренний финансовый контроль и аудит в государственном секторе экономики

Саунин А.Н. д-р экон. наук, профессор кафедры государственного аудита Высшей школы государственного аудита, МГУ им. М.В. Ломоносова. Е-mail: sauangal@yandex.ru
Бергаль Е.В. канд. экон. наук, доцент кафедры экономического анализа, статистики и финансов, Кубанский государственный университет. Е-mail: bergall@bk.ru

В статье уточняется место внутреннего финансового контроля и аудита в системе государственного финансового контроля, рассматриваются элементы организации внутриведомственного контроля и аудита в структурах главных распорядителей и администраторов бюджета, а также содержание его результатов.

Литература:

1. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_19702/ (дата обращения: 14.06.2018).

2. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.01.2018) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/ (дата обращения: 14.06.2018).

3. Постановление Правительства РФ от 25.12.2009 № 1088 «О государственной автоматизированной информационной системе “Управление”» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/ (дата обращения: 14.06.2018).

4. Постановление Правительства РФ от 17.03.2014 № 193 «Об утверждении правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита и о внесении изменения в пункт 1 правил осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.02.2014 № 89» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_160361/ (дата обращения: 14.06.2018).

5. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 320 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации “Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков”» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://base.garant.ru/70644234/ (дата обращения: 14.06.2018).

6. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 327 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации “Управление федеральным имуществом”» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://base.garant.ru/70644258/ (дата обращения: 14.06.2018).

7. Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2013 № 2593-р «Об утверждении Программы повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.garant.ru/iv/request/?id=70555830 (дата обращения: 14.06.2018).

8. Распоряжение Правительства РФ от 25.06.2016 № 1315-Р «О плане мероприятий (“дорожной карте”) “Совершенствование корпоративного управления”» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online (дата обращения: 14.06.2018).

9. Международные профессиональные стандарты внутреннего аудита (МПСВА) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.global.theiia.org/standardsguidance/Pages/Permission-to-Reprint-and-Translate-IPPF.aspx (дата обращения: 14.06.2018).

10. Бергаль Е.В., Федченко Е.А. Методические подходы организации внутреннего государственного финансового контроля // Государственный аудит. Право. Экономика. — 2017. — № 3–4. — С. 64–70.

11. The Lima Declaration — ISSAI 1. Международная организация высших органов аудита [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.intosai.org/ (дата обращения: 14.06.2018).

12. http://gasu.gov.ru/web/guest/knd.

13. http://portal.audit.gov.ru/Home/.

Эффективность государственного финансового контроля как системы в значительной степени зависит от того, насколько четко установлены, организованы и согласованы элементы, составляющие его структуру. Система государственного финансового контроля должна быть построена на единых принципах функционирования и решения поставленных задач, с четким определением органов контроля и разделением функций и полномочий каждого из них. В этом случае создаются условия для управления финансовыми потоками государства и корректировки их экономических результатов в соответствии с общественными потребностями.

Следует учитывать, что, даже если каждый элемент структуры государственного финансового контроля будет функционировать достаточно эффективно, это еще не означает, что система государственного финансового контроля как целое будет функционировать с максимальной эффективностью. Системность при этом означает наиболее рациональное соотношение между элементами централизации и децентрализации органов государственного финансового контроля, обеспечение координации их деятельности, наличие общей методологии контроля при сохранении их самостоятельного статуса.

Современная система государственного финансового контроля, включающая внутренний и внешний контроль, законодательно была установлена в результате принятия в 2013 году изменений в Бюджетный кодекс.

Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль — это независимый контроль за деятельностью исполнительной власти по управлению государственными финансами, который осуществляют государственные органы, образованные законодательной (представительной) властью на федеральном уровне, в субъектах Федерации и муниципальных образованиях (Счетная палата РФ, контрольно-счетные органы субъектов Федерации и муниципальных образований).

Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль — это контроль за использованием государственных финансов, который осуществляется специальными органами исполнительной власти, образованными на федеральном уровне, в субъектах Федерации и муниципальных образованиях (Федеральное казначейство, органы государственного (муниципального) финансового контроля, являющиеся, соответственно, органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов РФ, местных администраций, а также финансовые органы субъектов РФ или муниципальных образований) [1, ст. 265].

Для Цитирования:
Саунин А.Н., Бергаль Е.В., Внутренний финансовый контроль и аудит в государственном секторе экономики. Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. 2018;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: