Оценка существующей системы налогообложения сельскохозяйственных организаций — сложное и ответственное задание, которое должно быть выполнено внутрихозяйственными экономическими службами. Изучению проблем формирования методик внутреннего аудита расчетов с бюджетом, в том числе и по единому сельскохозяйственному налогу, проведению организационных и контрольных процедур, рассмотрению вопросов информационного обеспечения управленческих решений по выбору оптимального режима налогообложения в сельскохозяйственных организациях посвящены труды Н. Г. Белова [3], Л. И. Хоружий [3; 15; 16], Ю. И. Сигидова, В. В. Башкатова, М. А. Калашниковой [13], А. А. Солоненко, С. Д. Даудова [14], О. В. Мощенко, А. Ю. Усанова [9] и др.
В соответствии с Международными профессиональными стандартами внутреннего аудита полномочия и ответственность внутренних аудиторов регламентируются внутрифирменными положениями и должностными инструкциями.
Основополагающим документом, определяющим нормативные требования в области аудита налогообложения, является Методика аудиторской деятельности «Налоговый аудит и другие сопутствующие услуги по налоговым вопросам. Общение с налоговыми органами». Следует отметить, что в РФ не разработаны нормативные акты и методики, регламентирующие процесс организации и проведения внутреннего аудита исполнения налоговых обязательств сельскохозяйственными предприятиями.
Таким образом, контрольные действия внутрихозяйственных служб могут быть строго регламентированными (в рамках принятых законодательно-нормативных актов) или нерегламентированными [5].
Методический инструментарий и трудоемкость внутреннего аудита налогообложения зависят от выбранного экономическим субъектом режима налогообложения. В соответствии с нормами налогового законодательства сельскохозяйственные организации вправе использовать следующие варианты исполнения налоговых обязательств:
— общий режим налогообложения с уплатой всех налогов и сборов, по которым имеются объекты налогообложения;