Системы менеджмента и их эффективность
Менеджмент, как скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией включает в себя постановку целей и анализ рисков, а также процессы и проекты для достижения этих целей и минимизацию/устранение рисков. Систему управления необходимо внедрить, поддерживать, совершенствовать, опираясь, прежде всего, на международные стандарты и лучшие практики. К числу наиболее распространенных международных стандартов относятся ISO 9001, ISO 14001, ISO 45001, ISO 22301, ISO 27001 и др. Десятки тысяч организаций, от мировых брендов до перспективных предприятий малого бизнеса из более чем 193 стран мира, внедряют системы менеджмента.
На эффективность систем менеджмента влияют внутренние и внешние факторы. На внутренние факторы, влияющие на снижение эффективности систем менеджмента, мы хотим обратить внимание в данной статье.
Автоматизация деятельности предприятия помогает навести порядок в управлении и учете организации, способствует повышению эффективности бизнеса. Возможности программного обеспечения, ИТ-систем достаточно широки и позволяют решить не одну задачу, а целый комплекс задач, обеспечить рекордные результаты. Практически все предприятия занимаются автоматизацией и внедрением систем менеджмента. На этом пути предприятия встречают серьезные вызовы и эффективность систем менеджмента вызывает вопросы со стороны собственников бизнеса.
На эффективность систем менеджмента отрицательно влияет плохая взаимосвязь (иными словами: «плохая стыковка») между современными IT-системами широко внедряемыми на предприятиях (1C[1], SAP[2] и др.) и документами описывающими систему. В ходе проводимых аудитов и консультационных проектов нашей компанией мы видим, что проблема остается актуальной.
В чем же кроется проблема: в подходах тех, кто разрабатывает ИТ-решения или в подходах предприятий, которые автоматизируют бизнес-процессы и при этом внедряют системы менеджмента? Перед тем как ответить на этот вопрос, необходимо отметить, что «любая ИТ система является прикладным инструментом сложившейся системы менеджмента в компании».