Осуществление внешнеэкономической деятельности не обходится без споров, конфликтных ситуаций, возникающих между участниками такой деятельности и государством в лице таможенных органов. Так, таможенные органы, имея обоснованные сомнения в правомерности действий участника внешнеэкономической деятельности, вправе использовать инструменты, предоставленные им законом, например в виде форм таможенного контроля, в том числе после выпуска товаров. В свою очередь, участники внешнеэкономической деятельности, будучи несогласными с неправомерными, на их взгляд, решениями и действиями таможенных органов, вправе их обжаловать.
По закону жаловаться можно как в суд, арбитражный суд, так и в вышестоящие таможенные органы. Последний вариант часто называют институтом ведомственного обжалования. Если описать этот институт кратко, то любое заинтересованное лицо вместо обращения в судебный орган подает жалобу в вышестоящий таможенный орган по отношению к тому органу, который принял обжалуемое решение (совершил действие, допустил бездействие). Иными словами, жалобы на таможенные посты рассматривают таможни, жалобы на таможни — региональные таможенные управления (на Урале это Уральское таможенное управление).
Приведем немного статистических данных о рассмотрении жалоб таможенными органами Уральского региона. Так, за 9 месяцев 2017 г. рассмотрено 89 жалоб на решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц в области таможенного дела, из них по существу — 45 (20 жалоб, то есть 44 %, удовлетворены), по 44 в рассмотрении по существу отказано. Для сравнения: за аналогичный период 2016 г. рассмотрено 66 жалоб, из них по существу — 26 (4 жалобы, 15 %, удовлетворены), в рассмотрении 40 отказано. Из вышеприведенных статистических данных видно, что за 9 месяцев 2017 г. количество жалоб, поступивших в таможенные органы, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года значительно возросло (на 35 %), что говорит о повышении авторитета ведомственного обжалования.