Понятие «экономия на оборудовании» почему-то почти всегда включает в себя только смену более дорогих линеек или моделей кассовых машин на более дешевые. Даже у крупных торговых сетей с высокой степенью ИТ-зрелости. К сожалению, такая «экономия», сберегая лишь небольшую часть ИТ-бюджета, негативно влияет на надежность ИТинфраструктуры. А вместе с ней и на непрерывность продаж торговой сети.
Тогда как возможности для реальной экономии, позволяющие учесть, сохранить и использовать на более приоритетных направлениях десятки миллионов рублей, традиционно остаются незамеченными. В чем же они состоят, сколько помогают сэкономить крупному и среднему ритейлу? Почему они постоянно ускользают от ИТ и от бизнеса? И, главное, можно ли их выявить?
У меня есть ответы на все эти вопросы, но для начала давайте рассмотрим круг проблем, которые порождает несистемная инвентаризация в ритейле. Ключевые из них: отсутствие полной картины дел и недостаточная ответственность за ИТ-активы, неизбежная потеря актуальности собранной с огромным трудом информации, неправильное планирование бюджетов на открытия, закрытия и переезды магазинов — как столичных, так и региональных. А также «потерянное во времени и пространстве» ИТ- и торговое оборудование.
Не менее важные болевые точки — это новые требования федеральных законов и соответствие им, а также гладкая интеграция ИТ-ландшафтов при слиянии нескольких торговых сетей.
Ежегодно крупная сеть тратит до 3% от общей выручки на плановую закупку ИТ- и торгового оборудования в магазины. И это капитальные, постоянно растущие расходы. Они увеличиваются вместе с плановым ростом средней торговой сети — например, с 200 до 400 магазинов за два года. При этом мало кто из ИТ- и бизнес-руководителей знает точно, на что именно потрачены эти средства, где находится приобретенное на них оборудование, как его используют сегодня и как планируют использовать завтра. Следовательно, вопрос о том, сколько еще нужно будет потратить, чтобы все работало, а продажи не останавливались ни на минуту, тоже остается нерешенным. То есть у торгового предприятия просто нет общей картины того, что происходит с его немалыми ИТ-активами.