По итогам 2023 г. Соединенные Штаты Америки и Китай остаются ведущими экономиками мира. Согласно оценке Международного валютного фонда, в 2023 г. валовой внутренний продукт США составил 27,4 трлн долл. США (26,1 % мирового ВВП), КНР — 17,7 трлн долл. США (16,9 % мирового ВВП) [1]. Одновременно эти государства являются ядрами, вокруг которых за последние годы сформировались региональные центры международной торговли (соответственно, североамериканский и азиатский). В 2023 г. товарооборот Поднебесной достиг 5,9 трлн долл. США, Соединенных Штатов Америки — 5,2 трлн долл. США [2]. В этой связи особый интерес вызывают торговые отношения между двумя державами. В 2023 г. 15 % объема китайского экспорта направлялось в США, намного опередив поставки в Японию (4,8 %) и Республику Корея (4,5 %). Одновременно Соединенные Штаты Америки являются основным импортером товаров в КНР (7 %), опережая Республику Корея (6,9) и Японию (6,8 %) [3, 4]. В свою очередь, Китай занимает 3-е место среди торговых партнеров США, уступая Мексике и Канаде, которые вместе с Соединенными Штатами Америки с 1994 г. входят в зону свободной торговли NAFTA [5, 6]. Далее рассмотрим динамику внешней торговли США с Китаем за последнее десятилетие (см. таблицу).
С начала XXI века с легкой руки британского историка Н. Фергюсона в мировой лексикон вошел термин «Чимерика», означающий симбиоз китайской и американской экономик [7]. Данные таблицы свидетельствуют, что вершина двустороннего сотрудничества была достигнута в 2015–2018 гг. Именно в этот период доля КНР в географической структуре импорта США превышала 21 %. В 2017 г. на Китай приходились рекордные 16,3 % совокупного товарооборота США, а в 2018 г. торговый дефицит Соединенных Штатов Америки с КНР превысил 400 млрд долл. США. Однако данный существенный дисбаланс вызвал обеспокоенность во властных структурах США. Еще в 2016 г. при уходящем президенте Б. Обаме были введены заградительные пошлины против стальной продукции из КНР [8].
В 2017 г. новым президентом США стал Д. Трамп, который в своей предвыборной кампании опирался на консервативный электорат. Главной целью неопротекционистской политики стала защита отечественного товаропроизводителя от зарубежных конкурентов. 6 июля 2018 г. США официально ввели таможенные пошлины на ввоз 818 наименований китайских товаров на общую сумму 34 млрд долл. США. Под ограничительные меры попали автомобили, комплектующие для авиастроения, жесткие диски для компьютеров, мобильные телефоны и телевизоры. В ответ китайские власти ввели 25 %-ную пошлину на импорт равнозначного объема американских товаров. В 2019 г. пошлинами облагался импорт китайских товаров в размере 200 млрд долл. США. По заявлению торгового представителя США, Д. Трамп приказал повысить тарифы практически на весь ассортимент китайских товаров [8, 9]. Китай со своей стороны ввел ограничения по 106 наименованиям товаров, импортируемых из США. В результате товарооборот в 2019 г. сократился по сравнению с 2018 г. более чем на 100 млрд долл. США. При этом импорт из КНР в США снизился на 16,6 %, а экспорт из США в КНР — на 11,5 %. Одновременно Соединенным Штатам Америки удалось снизить торговый дефицит на 75 млрд долл. США.