По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 339

Внешняя торговля Франции как фактор ускорения инновационных процессов

П. В. Осипова ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им.Г.В. Плеханова» 117997, Российская Федерация, г. Москва, Стремянный пер., д.36 E-mail: polinaosipova8@gmail.com

В условиях постоянно меняющейся ситуации на международной арене поиск способов увеличения эффективности внешней торговли остается актуальным и необходимым для развития экономики страны. Конкурентоспособность французской продукции, высокая степень развития экономики Франции и ее вовлеченность в международное разделение труда и международную торговлю определяется инновационным вектором развития экономики Франции. В статье проводится исследование влияния внешней торговли Франции на инновационный потенциал страны, делаются выводы о перспективах дальнейшего развития внешней торговли Франции.

Литература:

1. Беляев С.А. Анализ внешней торговли России и Западной Европы на фоне восстановления экономики после введения санкций // Региональный вестник. — 2020. — №7 (46). — С. 77–79.

2. Викуленко А.Е., Карева А.О. Характеристика и анализ географического распределения и товарной структуры внешней торговли Франции // Экономический вектор. — 2016. — №4 (7). — С. 65–72.

3. Гладков И.С. Международная торговля на фоне замедления мировой экономики // Международная экономика. — 2019. — №12. — С. 44–50.

4. Гладков И.С. Внешняя торговля Европейского союза в зеркале международной статистики // Экономические и социально-гуманитарные исследования. — 2019. — №3 (23). — С. 22–29.

5. Гладков И.С. Внешняя торговля Европейского союза 2018: presto с тюльпанами // Власть. — 2019. — Т. 27, №3. — С. 161–166.

6. Гладков И.С. Особенности экономического развития новых индустриальных стран (на примере стран Восточной Азии). — М., 2000. — 104 с.

7. Квасова Д.С. Теоретические подходы к определению понятия «терциаризация» // Республиканский институт высшей школы. — 2019. — №3 (101). — С. 91–97.

8. Краснова Г.А., Ницевич В.Ф., Тагирова Ш.В. Национальная стратегия научных исследований Франции // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. — 2015. — №5 (68). — C. 251–357.

9. Лаптев Р.А. Национальная экономика России в системе мирохозяйственных связей // Общество: политика, экономика, право. — 2018. — №8. — С. 25–27.

10. Солодухина О.И. Меры защиты внутреннего рынка государства // Актуальные проблемы развития социально-экономических систем: теория и практика: сб. ст. — Курск: Изд-во Юго-Западного государственного университета, 2015. — С. 92–95.

11. Черноуцан Е.М. Специфика развития национальной инновационной системы Франции // Сборник статей по итогам Всероссийской научной конференции «Франция на пороге перемен: экономика и политика в начале XXI века» / Отв. ред.: Кузнецов А.В., Клинова М.В., Кудрявцев А.К., Тимофеев П.П. — М.: ИМЭМО РАН, 2016. — C. 50.

12. Ежегодный статистический отчет Global Innovation Index, Cornell University, INSEAD, WIPO, даты публикаций: 2011–2019 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.wipo.int/publications/ru/details.jsp?id=4434 (дата обращения: 20.09.2020).

13. Ежегодный статистический отчет The Global Competitiveness Report, World Economic Forum, даты публикаций: 2014–2019 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.weforum.org/reports/global-competitiveness-report-2019 (дата обращения: 20.09.2020).

14. Ежегодный статистический отчет World Tariff Profiles 2019, WTO, ITC, UNCTAD [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.wto.org/english/res_e/publications_e/ world_tariff_profiles19_e.htm (дата обращения: 20.09.2020).

15. http://www.unctad.org/ (дата обращения: 28.09.2020).

Невозможно себе представить страну, которая не участвовала бы в международных экономических отношениях и не была бы вовлечена в международную торговлю, поскольку ни одна страна не имеет всех ресурсов, необходимых для удовлетворения всех существующих у нее потребностей. Поэтому внешняя торговля напрямую влияет на экономическое развитие страны, и странам не просто выгодно участвовать в международной торговле, это необходимо. За последнее десятилетие динамика внешней торговли Франции представляет собой синусоидный тренд (см.: [3–5]), что показано на рис. 1.

Экспорт страны вырос на 18 %, а импорт — на 16,5%. У Франции наблюдается отрицательное сальдо внешней торговли, что свидетельствует об импортной зависимости экономики страны. Импортная квота страны в 2019 г. составила 24,2% от ВВП, а экспортная квота — 21,1% [15]. Безусловно, страна зависит от импорта, но если посмотреть на товарные структуры экспорта и импорта, можно увидеть, что они очень схожи. Высокий импорт в данном случае не говорит о невозможности производить товар внутри страны.

Товарный состав внешней торговли Франции отражает особенности экономической структуры государства. В условиях глобализации мировой экономики и научно-технического прогресса для Франции, как и для многих развитых стран, характерна тенденция терциаризации, проявляющаяся в постепенном вытеснении вторичного сектора экономики третичным [7]. Структурные сдвиги выражаются в сокращении роли промышленности при увеличении вклада сферы услуг в экономический рост страны. Удельный вес сельского хозяйства в стоимости ВВП Франции составляет 1,7%, промышленности — 19,5%, а услуг — более 78% [1, 15].

В связи с научно-техническим прогрессом изменяется структура первичного и вторичного секторов экономики. В экспорте Франции преобладают машины, оборудование, транспортные средства — 42%. Товарная структура импорта Франции схожа с товарной структурой экспорта. В импорте страны машины, оборудование и транспортные средства также занимают первую строчку — 38 % импорта. Во Франции подавляющую долю экспорта составляет наукоемкое производство. В целом экспорт высокотехнологичной продукции, включающий экспорт товаров с высокой интенсивностью НИОКР, составляет во Франции более 40 % экспорта страны: ракетнокосмические аппараты, компьютеры, продукция фармацевтической индустрии, научное оборудование, электрооборудование (телевизоры, радиоприемники, звукозаписывающие устройства и пр.), телекоммуникационное оборудование [2, 15].

Для Цитирования:
П. В. Осипова, Внешняя торговля Франции как фактор ускорения инновационных процессов. Валютное регулирование. Валютный контроль. 2020;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: