Невозможно себе представить страну, которая не участвовала бы в международных экономических отношениях и не была бы вовлечена в международную торговлю, поскольку ни одна страна не имеет всех ресурсов, необходимых для удовлетворения всех существующих у нее потребностей. Поэтому внешняя торговля напрямую влияет на экономическое развитие страны, и странам не просто выгодно участвовать в международной торговле, это необходимо. За последнее десятилетие динамика внешней торговли Франции представляет собой синусоидный тренд (см.: [3–5]), что показано на рис. 1.
Экспорт страны вырос на 18 %, а импорт — на 16,5%. У Франции наблюдается отрицательное сальдо внешней торговли, что свидетельствует об импортной зависимости экономики страны. Импортная квота страны в 2019 г. составила 24,2% от ВВП, а экспортная квота — 21,1% [15]. Безусловно, страна зависит от импорта, но если посмотреть на товарные структуры экспорта и импорта, можно увидеть, что они очень схожи. Высокий импорт в данном случае не говорит о невозможности производить товар внутри страны.
Товарный состав внешней торговли Франции отражает особенности экономической структуры государства. В условиях глобализации мировой экономики и научно-технического прогресса для Франции, как и для многих развитых стран, характерна тенденция терциаризации, проявляющаяся в постепенном вытеснении вторичного сектора экономики третичным [7]. Структурные сдвиги выражаются в сокращении роли промышленности при увеличении вклада сферы услуг в экономический рост страны. Удельный вес сельского хозяйства в стоимости ВВП Франции составляет 1,7%, промышленности — 19,5%, а услуг — более 78% [1, 15].
В связи с научно-техническим прогрессом изменяется структура первичного и вторичного секторов экономики. В экспорте Франции преобладают машины, оборудование, транспортные средства — 42%. Товарная структура импорта Франции схожа с товарной структурой экспорта. В импорте страны машины, оборудование и транспортные средства также занимают первую строчку — 38 % импорта. Во Франции подавляющую долю экспорта составляет наукоемкое производство. В целом экспорт высокотехнологичной продукции, включающий экспорт товаров с высокой интенсивностью НИОКР, составляет во Франции более 40 % экспорта страны: ракетнокосмические аппараты, компьютеры, продукция фармацевтической индустрии, научное оборудование, электрооборудование (телевизоры, радиоприемники, звукозаписывающие устройства и пр.), телекоммуникационное оборудование [2, 15].