По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Внешняя политика Японии в разрешении территориальных споров

Шолкова Марина Алексеевна аспирант Дипломатической академии МИД России, сотрудник Академии общественных наук, 350090, г. Краснодар, пр-т имени Репина, д. 34, кв. 249, e-mail: sholkova. m.a@gmail.com

Территориальные споры являются одним из ключевых элементов японской безопасности, напрямую влияя на отношения Токио со всеми тремя его ближайшими соседями: Китаем, Россией и Южной Кореей. Из-за сложной истории неоднократных вторжений, а также милитаристской экспансии Япония накопила запутанное наследие конфликтов и споров с соседями по трем сопредельным территориям, а именно Сенкаку, Токто и Курильским островам, претендуя на суверенитет над ними или оспаривая его. Рассматриваемые в статье споры являются прямым следствием участия Японии во Второй мировой войне и зачастую двусмысленных формулировок, использованных в договорах и других документах, подписанных по ее окончании. В статье представлена позиция Токио, основанная на японских документах и позиции Пекина, Сеула и Москвы, опирающихся на Каирскую, Потсдамскую декларации и Сан-Францисский мирный договор. Автор иллюстрировал свои аргументы картами. В ходе анализа использовался физико-географический и исторический подходы. Рассмотрение автором этих споров дает четкое представление о том, как с течением времени меняющиеся условия безопасности повлияли на позицию Японии и ее соседей. В 2000-е гг. Токио ввел специальный термин «территориальная дипломатия» — «рёдогайко», целью которой является международное признание законности японского суверенитета над спорными территориями. МИД Японии проводит активную политику по информированию мирового сообщества о правах Токио на острова Сэнкаку, Такэсима и так называемые «Северные территории». В ходе анализа позиций заинтересованных стран автор делает вывод о том, что Япония успешно отстаивает принадлежность островов Сенкаку, но пока не имеет должных результатов в отношении Токто и Курильских островов. Отношение России к данным спорам не может быть пассивным. Во-первых, Москва является непосредственной участницей одного из них. Во-вторых, Южная Корея и Китай в своих аргументах опираются на имперское прошлое Японии и, как и Россия, на документы, заключенные по итогам Второй мировой войны.

Литература:

1. Винникова Р. В. Территориальный спор между Россией и Японией: история вопроса и международно-правовые формы урегулирования//Правопорядок: история, теория, практика. — 2016. — № 4 (11). — С. 40–45.

2. В Токио рассказали о стратегии переговоров с Россией по Курилам [Электронный ресурс] — URL: https://www.rbc.ru/politics/07/02/2021/601f77a 59a79478dc79a2dad (дата обращения: 21.05.2020).

3. Еремин В. Территориальная проблема: поиск решения. — М., 1992.

4. Ермошин В. В. Право России на Южный Сахалин и Курильские острова//Российский ежегодник международного права. 1993–1994. СПб., 1995.

5. Кистанов В. О. Территориальная дипломатия как фокус внешней политики Абэ//Япония в поисках новой глобальной роли: монография. Совместное издание МГИМО и ИДВ РАН. — С. 53–71.

6. Костенков А. В. Территориальные споры с вовлечением Японии: опыт историко-географического изучения//Региональные исследования. — 2008. — № 4 (19). — С. 48–60.

7. Международное право в избранных документах/сост.: Л. А. Моджорян, В. К. Собакин; отв. ред. В. Н. Дурденевский. — М.: Изд-во ИМО, 1957. Т. 3.

8. Спор о принадлежности Курильских островов [Электронный ресурс] — URL: http://fi les. school-collection.edu.ru/dlrstore/00000c51–1000–4ddd-517d-3600483aebf5/@000733.htm (дата обращения: 21.05.2020).

9. Токийская декларация о российско-японских отношениях [Электронный ресурс] — URL: https://docs.cntd.ru/document/1902887 (дата обращения: 31.01.2023).

10. Japan’s Northern Territories: For a Relationship of Genuine Trust/Ministry of foreign Aff airs [Electronic resource] URL: https://www.mofa.go.jp/region/europe/russia/territory/pamphlet.pdf (accessed: 21.05.2020).

11. Panda A. What’s Missing from China and Japan’s East China Sea Crisis Management Framework? [Electronic resource] URL: https://thediplomat.com/2015/06/whats-missing-from-china-and-japanseast-china-sea-crisis-management-framework/(accessed: 21.05.2020).

12. Сэнкакусёто: Тикараденаку хо: носихаини мотодзуку хэйвана умио медзасите = Острова Сэнкаку: В стремлении к миру на морях, основанному на верховенстве права, а не на силе/Гаймусё: = Министерство иностранных дел [Электронный ресурс] — URL: https://www.mofa. go.jp/mofaj/area/senkaku/pdfs/senkaku_pamphlet.pdf (дата обращения: 21.05.2020).

13. Такэсима: Хо: то тайваниёру каикэцуо медзасите = Острова Такэсима: Поиск решения, основанного на законе и диалоге/Гаймусё: = Министерство иностранных дел [Электронный ресурс] — URL: https://www.mofa.go.jp/mofaj/area/takeshima/pdfs/takeshima_pamphlet.pdf (дата обращения: 21.05.2020).

1. Vinnikova R. V. Territorial’nuy spor megdu Rossiey I Yaponiey: istoriya voprosa i megdunarodnopravovue formu uregulirovaniya//Pravoporyadok: istoriya, teoriya, praktica. № 4 (11). 2016. pp.40–45.

2. V Tokio rasskazali o strategii peregovorov s Rossiey po Kurilam [Electronic resource] URL: https://www.rbc.ru/politics/07/02/2021/601f77a59a79478dc79a2dad (accessed: 21.05.2020).

3. Eremin V. Territorial’naya problema: poisk resheniya. M., 1992.

4. Ermoshin V. V. Pravo Rossii na Yugnuy Sakhalin i Kuril’skie ostrova//Rossiyskiy egegodnik megdunarodnogo prava. 1993–1994. Spb., 1995.

5. Kistanov V. O. Territorial’naya diplomatiya kak focus vneshney politiki Abye//Yaponiya v poiskakh novoy global’noy roli: monographiya. Sovmestnoe izdanie MGIMO i IDV RAN. pp.53–71.

6. Costencov A. V. Territorial’nue sporu s vovlecheniem Yaponii: oput istoricogeographichescogo izucheniya//Regionalnue issledovaniya. № 4 (19). 2008. pp.48–60.

7. Megdunarodnoe parvo v izbrannukh dokumentakh/sost.: L. A. Modgoryan, V. K. Sobakin; otv. red. V. N. Durdenevskiy. M.: Izd-vo IMO, 1957. Т. 3.

8. Spor o prinadlegnosti Kuril’skikh ostrovov [Electronic resource] URL: http://fi les.schoolcollection.edu.ru/dlrstore/00000c51–1000–4ddd-517d-3600483 aebf5/@000733.htm (accessed: 21.05.2020).

9. Tokiyskaya deklaraciya o rossiysco-yaponskikh otnosheniyakh [Electronic resource] URL: https://docs.cntd.ru/document/1902887 (accessed: 31.01.2023).

10. Japan’s Northern Territories: For a Relationship of Genuine Trust/Ministry of foreign Affairs [Electronic resource] URL: https://www.mofa.go.jp/region/europe/russia/territory/pamphlet.pdf (accessed: 21.05.2020).

11. Panda A. What’s Missing from China and Japan’s East China Sea Crisis Management Framework? [Electronic resource] URL: https://thediplomat.com/2015/06/whats-missing-from-china-and-japanseast-china-sea-crisis-management-framework/(accessed: 21.05.2020).

12. Senkakusyoto: Ticaradenaku Kho: noshikhaini motodzuku kheyvana umio medzashite/Gaymushyo: [Electronic resource] URL: https://www.mofa. go.jp/mofaj/area/senkaku/pdfs/senkaku_pamphlet.pdf (accessed: 21.05.2020).

13. Takeshima: Kho: to tayvaniyoru caiketsuo medzashite/Gaymushyo: [Electronic resource] URL: https://www.mofa.go.jp/mofaj/area/takeshima/pdfs/takeshima _pamphlet.pdf (accessed: 21.05.2020).

Из всех территориальных споров конфликт с Китаем по поводу суверенитета над островами Сенкаку (Дяоюйдао) вызывает большую озабоченность у японского руководства в связи с его серьезными геополитическими последствиями, а также историческим значением данной территории, которая является предметом спора между Токио и Пекином с конца XIX в. [6, с. 56]. Кроме того, вопрос осложняется тем, что, хотя «Китай постоянно оказывает давление на Японию, вынуждая ее признать наличие территориального спора между двумя странами», Япония уверена, что «острова исторически и юридически являются неотъемлемой частью ее территории, и что никакого спора не существует» [12]. Более конкретно Пекин утверждает, что Тайвань и прилегающие к нему острова, включая острова Сенкаку, вошли в состав Японской империи в 1895 г. по мирному договору в Симоносеки. Поэтому, по мнению Китая, в соответствии с Каирской декларацией, Потсдамской декларацией и Сан-Францисским договором острова должны быть возвращены ему. Токио же считает, что после обследования японской экспедицией, которая не обнаружила никаких доказательств китайского владения, острова Сенкаку были включены в состав Японии как необитаемые по решению кабинета министров. Кроме того, по окончании японокитайской войны японское правительство рассматривало острова как часть префектуры Окинава, а не как территорию под юрисдикцией генерал-губернатора Тайваня. Токио утверждает, что Пекин признал острова Сенкаку частью префектуры Окинава и не считал их частью Тайваня. В качестве доказательства он приводит письмо консула Китайской Республики в Нагасаки Фэнь Меня, в котором тот выражает благодарность японским гражданам, спасшим китайских рыбаков из провинции Фуцзянь, терпящих бедствие вблизи островов Сенкаку в 1919 г. В нем четко определено место, где они вышли на берег: «Острова Сенкаку, округ Яэяма, префектура Окинава, Японская империя» [12].

С юридической точки зрения, Токио действительно прав: согласно международному праву, длительное и мирное осуществление суверенитета над территорией с четким намерением обладать ею является необходимым условием для приобретения территориального титула, а Китай не представил никаких доказательств того, что эта страна когда-либо осуществляла эффективный контроль над островами Сенкаку. С другой стороны, Япония ведет экономическую деятельность на островах с 1897 г., когда они были переданы бесплатно в аренду японскому бизнесмену Кога Тацусира. Как отмечал А. В. Костенков, при нем на островах были созданы первые постоянные поселения людей численностью около 200 человек, которые занимались рыбной ловлей, изучением птиц, добычей гуано и фосфатов и т. д. [6, c. 56]. В 1932 г. предприниматель приобрел четыре крупнейших острова — Уоцуридзима/Дяоюдао, Кубадзима/Хуанвэйю, Тайсёдзима/Чивэйю, Минамикодзима/Наньсяодао — в частную собственность. Однако в 1943 г. компания обанкротилась в связи с истощением местных ресурсов, «поселения пришли в упадок, а острова вновь стали необитаемыми» [6, c. 57].

Для Цитирования:
Шолкова Марина Алексеевна, Внешняя политика Японии в разрешении территориальных споров. Дипломатическая служба. 2023;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: