— Андрей, очевидно, что рынок МФО в последнее время развивается достаточно активно. На займы есть спрос, соответственно, формируется и адекватное предложение. Мы видим и онлайн-сервисы в Интернете, и офисы на улицах городов. Безусловно, финансовая сфера особенно популярна для мошеннических действий, как можно их классифицировать, есть ли какая-то система?
— Следует понимать, что в любом бизнесе осуществляться мошеннические действия могут со стороны как клиентов, так и сотрудников.
Что касается ситуаций с так называемой внешней стороны, то их мы можем условно поделить на три группы.
Первая — мошенничество с чужими документами, то есть когда клиент приходит с чужим паспортом и пытается получить по нему займ. Вторая группа — это онлайн-мошенничество, когда человек каким-то образом завладевает чужими персональными данными и дистанционно оформляет по ним договор. И третья группа — предоставление заведомо ложной информации и введение в заблуждение сотрудников нашей компании для получения займа, когда клиент, сидя в офисе и предоставив свои документы, откровенно лжет.
— Как часто приходится сталкиваться с внешним мошенничеством?
— Говорить, что доля таких займов высока, не стоит. Особую огласку обычно получают случаи с онлайн-займами. Однако чаще всего происходит так, что клиент, оформляя краткосрочный займ, не возвращает его длительное время. Если у нас есть основание полагать, что займ был оформлен с изначальным намерением не исполнять условия договора, мы обращаемся с заявлением в полицию.
— Какие меры предпринимаются компанией, чтобы исключить мошеннические займы?
— Система оценки включает антифрод-систему1 , кроме того, специалист офиса финансового обслуживания перед выдачей займа проверяет все предоставленные клиентом данные, изучает документы, прозванивает контактные номера, комплексно оценивает клиента и только после этого принимает окончательное решение о выдаче займа.