По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 657.3

Внешняя финансовая отчетность вузов: особенности и проблемы многообразия

Вахрушина Мария Арамовна д-р экон. наук, профессор, профессор департамента учета, анализа и аудита, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве РФ», 125993 (ГСП-3), Москва, Ленинградский просп., д. 49, ORCID: 0000–0003–3896–5345. E-mail: Vakhrushina@mail.ru
Князюк Наталья Дмитриевна ведущий специалист планово-экономического управления, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 101000, Москва, ул. Мясницкая, д. 20, ORCID: 0000–0002–0758–1990. E-mail: ms.natalia.saf@gmail.com

В статье раскрыты особенности отчетности, представляемой вузами внешним заинтересованным пользователям, и формы представления. Обращено внимание на процедуры налогового администрирования деятельности вузов. Раскрыты проблемы подготовки внешней отчетности вузов в условиях перехода на Федеральные стандарты бухгалтерского учета для организаций государственного сектора. Сделан вывод о том, что бухгалтерская система вузов, в отличие от учетной системы коммерческих организаций, лишь встает на путь кардинального реформирования. Это объективно требует наличия в вузах гибкой системы учета, формирующей всеобъемлющую и качественную информационную базу для подготовки всех видов отчетности.

Литература:

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 10.01.2019).

2. О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания: постановление Правительства РФ от 26.06.2015 № 640 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 10.01.2019).

3. Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений: приказ Минфина России от 25.03.2011 № 33н [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 10.01.2019).

4. Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора на 2019–2021 гг.: приказ Минфина России от 31.10.2018 № 223н [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// www.consultant.ru (дата обращения: 10.01.2019).

5. Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора»: приказ Минфина России от 31.12.2016 № 256н [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant. ru (дата обращения: 10.01.2019).

6. Реестр налоговых льгот (налоговых расходов), установленных законами субъектов Российской Федерации на 2016–2017 годы с оценкой на прогнозный период до 2021 года: информация Минфина России. Документ от 01.10.2018 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.minfin.ru/ru/document/?id_4=124742 (дата обращения: 10.01.2019).

7. Совет ректоров вузов Воронежской области разработал проект льготного налогообложения, учитывающий социальную значимость сферы высшего образования: информация Минобрнауки России [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://minobrnauki.gov.ru/ (дата обращения: 10.01.2019).

8. Проект повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.5top100.ru/about/more-about (дата обращения: 10.01.2019).

9. Вахрушина М.А., Толчеева А.А., Князюк Н.Д. Развитие информационной функции отчетности государственных вузов: обоснование необходимости, раскрытие возможности // Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. — 2017. — № 5–6. — С. 75–84.

10. Дружиловская Т.Ю., Дружиловская Э.С. Проблемы гармонизации учета и отчетности некоммерческих организаций // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. — 2016. — № 12 (396). — С. 2–12.

11. Качкова О.Е., Остроушко А.В. Современное состояние регулирования бухгалтерского учета в государственных (муниципальных) учреждениях и пути повышения его эффективности // Актуальные проблемы социально-экономического развития России. — 2017. — № 2. — С. 5–12.

12. Коренкова С.И. Перспективы внедрения федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора России // Инновационное развитие экономики. — 2017. — № 4. — С. 181–186.

13. Трофимова Л.Б. Институциональная методика формирования понятия отчитывающихся субъектов финансовой отчетности организаций государственного сектора в условиях перехода на МСФО общественного сектора // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. — 2016. — № 16. — С. 14–24.

В современных условиях каждая организация обязана раскрывать определенные сведения о своей деятельности различным категориям внешних пользователей. Эти сведения главным образом состоят из наборов показателей, состав которых четко регламентирован, как и форма их представления. В большинстве случаев четко определены как порядок заполнения таких форм, так и методика раскрываемых в них показателей. Перечень внешних отчетов каждой организации варьируется в зависимости от множества факторов. Например, состав бухгалтерской отчетности во многом зависит от размера организации, организационно-правовой формы, вида осуществляемой деятельности.

Состав сдаваемой организацией налоговой отчетности определяется применяемой системой налогообложения, наличием (или отсутствием) выплат физическим лицам. Перечень форм, подлежащих представлению в органы государственной статистики, зависит от видов экономической деятельности, заявленных при государственной регистрации и фактически осуществляемых (в том числе дополнительных видов деятельности); информации о категории организации из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства ФНС России; иных критериев отбора, установленных указаниями по заполнению конкретных форм.

Система образования во все времена была фундаментом развития государства. Этой сфере всегда уделялось пристальное внимание со стороны большого числа контролирующих лиц, от государственных проверяющих разных уровней управления до общественного контроля. В современном мире наблюдается постоянный рост количества отчетов, которые готовят и публикуют вузы. С одной стороны, посредством этих отчетов вузы могут установить диалог со своими главными потребителями — абитуриентами, их родителями, студентами, заказчиками научных и экспертных работ, инвесторами, спонсорами, жертвователями, будущими работниками и обществом в целом. С другой стороны, публикуемые вузами отчеты предоставляют возможность осуществить контроль их деятельности, оценить эффективность использования выделяемых государством бюджетных средств, проанализировать качественный уровень услуг и работ, выполняемых университетами.

Для Цитирования:
Вахрушина Мария Арамовна, Князюк Наталья Дмитриевна, Внешняя финансовая отчетность вузов: особенности и проблемы многообразия. Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. 2019;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: