На современном этапе Российская Федерация выступает в качестве одного из важных торговоэкономических партнеров Нидерландов в регионе Восточной Европы. Исходя из своей внешнеэкономической концепции, Нидерланды приветствуют продвижение России по пути интеграции в мировую экономическую систему. Следует учесть, что Нидерланды занимают заметное положение в регионе, находясь в составе крупнейшего в мире интеграционного объединения — Европейского союза (ЕС). Тем не менее их роль в качестве члена ЕС во многом особая, поскольку страна выполняет своего рода функции «ворот» Евросоюза, через которые поступают и выходят внешнеторговые потоки. Такое место Нидерландов учитывается при составлении внешнеторговой статистики под названием «роттердамский эффект».
Если смотреть на российско-голландские торговые связи в ретроспективе, следует подчеркнуть, что первые торговые операции между русскими и голландцами зафиксированы летописями уже около 1000-го года (см. здесь и далее: [2; 20]). Восточные славяне уже в XIII в. поставляли зерно жителям таких крупных городов, как Амстердам, Брюгге, Гент, Антверпен, Мидделбург и др.
Более регулярными контакты русских с Голландией начались в период правления Ивана IV, когда голландские купцы (вслед за своими основными конкурентами — англичанами) впервые появились в Архангельске, используя возможности северного морского пути. Голландскими мореходами составлены первые морские путевые карты региона. Основными товарами, которые в России приобретали голландцы, были лен, меха, пшеница, овес, просо, горох, конопля (для производства канатов), лес и прочее сырье. Довольно наглядным примером считают внешнеторговые операции амстердамской фирмы «Бонтемантел», которая под руководством Андриса Биккера выдала в 1640 г. такие значительные кредиты для закупок русской пушнины, что в 1641 г. она была полностью раскуплена, превратившись в дефицитный товар.
Но наиболее активно российсконидерландские отношения развивались в период правления Петра I. Так, в 1696 г. молодой российский царь направил в Нидерланды, Англию, Венецию и Австрию свое Великое посольство из 200 человек. Император и сам отправился вместе с ним с документами на имя унтер-офицера Петра Михайлова. Впервые в российской истории царь совершил путешествие за границу. Интересно, что инкогнито царя формально соблюдалось, однако его легко было узнать по высокому росту. Царь желал получить в лице Нидерландов союзника в борьбе с Османской империей, а также набраться опыта в строительстве флота.