На современную динамику внешнеторговых связей Европейского союза значительное влияние оказало проходившее в несколько этапов расширение его численного состава. Так, в 2004–2013 гг. количество стран — членов блока возросло с 15 до 281, что существенно расширило возможности развития торговых контактов как внутри блока (the EU Intra-trade), так и за его пределами (the EU Extra-trade).
На протяжении посткризисного периода — с 2010 г. — важной чертой внешних торговых связей Евросоюза стали периодические сдвиги в балансе между стоимостными объемами внутриблоковой и внеблоковой торговли ЕС. Так, в совокупных параметрах внешнеторгового обмена Европейского союза при благоприятной внешней конъюнктуре возрасла доля торговых операций с третьими странами, а на стадиях ухудшения внешних условий, наоборот, повысился вес торговых контактов в рамках группировки. Такой феномен предложено именовать как «эффект черепахи», так как он в целом соответствует поведению этого пресмыкающегося в естественных условиях2.
Тем не менее даже на фоне различных неурядиц и спадов стоимостные показатели совокупного товарного экспорта Европейского союза показали в 2010–2017 гг. повышение почти в 1,2 раза — до 5,9 трлн долл. США (табл. 1). При этом после некоторого сокращения продемонстрирован был рост долевого вклада Евросоюза в мировой товарообмен — после 2012 г. наблюдалось постоянное возрастание данного индикатора с 31,0 до 34,4 %. Несколько более скромными оказались темпы повышения объемов товарного импорта ЕС, всего на 10,2 %, а доля группировки в глобальной стоимости ввоза товаров показала неустойчивый тренд, но в целом понизилась с 34,3 до 33,4 %.
Тем не менее Европейский союз не только сохранил, но и частично расширил к 2018 г. свои лидирующие позиции в системе международной товарной торговли.
Но при более подробном рассмотрении динамики внешнеторговых связей Евросоюза на протяжении всего посткризисного периода выявляются тренды, представляющие известный академический и практический интерес.