Одним из главных драйверов национальных экономик являются внешнеторговые связи. Развитие транспортной, коммуникационной системы и глобализацонных процессов дали государствам возможность выстраивать экономические отношения не только с близлежащими странами, но и с государствам на других континентах.
Новая Зеландия — это островное государство, расположенное в Южном полушарии, которое имеет крепкие торговые, экономические связи с такими своими «соседями» как Австралия, Китай, США, Япония, Республика Корея, Сингапур [1; 6]. Новая Зеландия стала среди первых стран, которая заключила соглашения о свободной торговле с Китаем, как одним из мировых экономических гигантов последнего времени (табл. 1, 2).
Одной из особенностей Новой Зеландии — это ее зависимость от международной торговли, что обусловлено географическим положением, природно-климатическими особенностями, историческими факторами [2; 3; 4; 5; 6]. Основным направлением внешней торговли страны является ее экспорт сельскохозяйственной продукции.
Великобритания была основным торговым партнером Новой Зеландии до начала 1970-х годов, на долю которой приходилось около 70% товарного экспорта. Когда Великобритания присоединилась к ЕС в начале 1970-х годов, ее значение как крупного экспортного рынка начало снижаться, и в конце 2015 года на Великобританию приходилось только менее 5% от общей внешней торговли Новой Зеландии [4; 10; 13].
Поскольку Новая Зеландия диверсифицировала свои внешние контакты и получила доступ к другим рынкам, состоящим в основном из стран-членов АТЭС, таких как Австралия и Китай, их доля в общей торговле начала увеличиваться в течение определенного периода времени. Аналогичная картина сложилась в отношении притока прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в Новую Зеландию.
Хотя доля Австралии в общем объеме торговли Новой Зеландии сократилась с 20% в 2001 году до 17,0% к 2015 году, ее доля в общем объеме ПИИ возросла с 35 до 52%. В XXI века Австралия стала крупнейшим торговым партнером Новой Зеландии, а также крупнейшим источником ПИИ, что можно объяснить географической близостью, схожестью экономических, правовых, политических и культурных условий. Доля Китая в общем объеме торговли также увеличилась в три раза — с 5,3% в 2001 году до 16,1% в 2015 году, что является самым высоким показателем среди ключевых торговых партнеров. Этот рост можно объяснить мерами, согласованными в 2008 году между двумя странами, которые либерализовали торговые потоки. При уровне менее 1% ПИИ из Китая в Новую Зеландию не являются значительными (некоторые данные классифицируются как конфиденциальные). Как в США, так и в Соединенном Королевстве наблюдается снижение, как общего объема торговли, так и объема ПИИ. В Японии, Сингапуре и Гонконге был отмечен значительный рост объема ПИИ при одновременном снижении общего объема торговли. Процентное изменение абсолютных значений совокупного объема торговли и ПИИ свидетельствует о неоднозначных результатах без какой-либо определенной закономерности. Предпринимается попытка определить, характеризуются ли интенсивность торговли и ПИИ какой-либо конкретной структурой, с тем, чтобы сделать выводы о концентрации или расхождении этих двух переменных [14].