На сегодняшний день автомобильный рынок является одним из важнейших секторов экономики России, при этом с позитивными перспективами развития.
Действительно, в 2018 г. российский рынок легковых и легких коммерческих автомобилей показал рост благодаря отложенному спросу и сохранению некоторых программ государственной поддержки. Дополнительным фактором стал повышенный спрос в ожидании роста ставки НДС и цен на автомобили в 2019 г., а также риск введения новых внешних ограничений. В то же время российский рынок сохраняет долгосрочный потенциал роста, обусловленный более низкой плотностью автомобильного парка по сравнению с западными (в том числе европейскими) странами [1].
Что же касается мировых продаж легковых и легких коммерческих автомобилей, то, несмотря на последовательный рост в течение 8 лет, в 2018 г. продажи снизились на 0,4 % и составили 94,9 млн единиц.
Сокращение международного авторынка объясняется следующими факторами:
1) снижением продаж в Азиатском регионе в основном из-за падения продаж в Китае;
2) продолжающимся сокращением продаж в Северной Америке — в Мексике и Канаде;
3) замедлением темпов роста в Западной Европе в связи с неопределенностью условий выхода Великобритании из ЕС;
4) резким снижением продаж на Ближнем Востоке из-за падения спроса на трех крупнейших рынках региона — Ирана, Турции и Саудовской Аравии.
Точками роста в настоящий момент являются страны БРИКС. После достижения «дна» в 2016 г. автомобильные рынки Бразилии и России в 2018 г. продолжили восстанавливаться и показали рост.
Страны — члены Европейского союза являются на современном этапе третьим регионом в мире по объему продаж автомобилей. В 2018 г. основные рынки региона показали разнонаправленную динамику: если Германия, Испания и Франция показали рост в несколько процентов, то объемы продаж в Италии и Великобритании незначительно, но снизились. Рост продаж в Германии, Испании и Франции обусловлен ростом потребительской уверенности. Основными причинами сокращения рынка Италии стали снижение деловой активности и замедление экономического роста. На автомобильный рынок Великобритании продолжает оказывать довольно негативное влияние неясность по условиям выхода страны из ЕС [2, 4–6].