По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Внедрение таможенного комплаенса

Сафоненков П. Н. канд. юрид. наук, доцент, адвокат, заместитель директора, Институт государственного управления и права ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», e-mail: pavelsafonenkov@mail.ru

Автор рассматривает вопрос внедрения таможенного комплаенса как меры предупреждения нарушений таможенного законодательства, проводит анализ результатов имеющихся научных исследований и практики внедрения комплаенса в другие сферы управления (контроля).

Литература:

1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Комплаенс.

2. Федеральный закон от 01.06.2005 № 53-ФЗ (ред. от 28.02.2023) «О государственном языке Российской Федерации» // Парламентская газета. — 7 июня

200. — № 100.

3. Федеральный закон от 01.03.2020 № 33-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции"» // СЗ РФ. — 2006. — № 31 (ч. 1). — Ст. 3434.

4. «Стратегия развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период 2013–2024 годов» (утв. Президиумом Федеральной антимонопольной службы России 03.07.2013) // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 23.08.2023).

5. Лабоськин, М. А., Николаев, В. В. Таможенный комплаенс в Российской Федерации: состояние и перспективы // Экономический вектор. — 2023. — № 1 (32). — С. 13–17.

6. Бишенов, А. Комплаенс — это безопасность бизнеса // Адвокатская газета. 23.08.2019 [Электронный ресурс]. — URL: https://www.advgazeta.ru/ag-expert/ advices/komplaens-eto-bezopasnost-biznesa/?ysclid=llnrmzwop9591381540 (дата обращения: 23.08.2023).

7. Антимонопольный комплаенс в субъектах Российской Федерации: положительные практики регионов в 2022 г. // Официальный сайт ФАС России [Электронный ресурс]. — URL: https://fas.gov.ru/p/contents/2611 (дата обращения: 23.08.2023).

8. Корниенко, А. С., Москвитин, О. А., Березгов, А. С. Модель непрерывного улучшения процессов (PDCA) как возможная методологическая основа антимонопольного комплаенса // Российское конкурентное право и экономика. — 2023. — № 1 // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 23.08.2023).

9. Разъяснения Федеральной антимонопольной службы от 2 июля 2021 г. № 20 «О системе внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства» (утв. протоколом Президиума Федеральной антимонопольной службы от 2 июля 2021 г. № 4) [Электронный ресурс]. — URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401403096/?ysclid=llo3egk4uk5927 71879#review (дата обращения: 23.08.2023).

10. Елбаева, Н. А. Антимонопольный комплаенс в государствах — членах Евразийского экономического союза (правовые аспекты практического применения) // Российское конкурентное право и экономика. — 2022. — SpV. — С. 42–47. https://doi.org/10.47361/2542-0259-2022-SpV-42-47.

11. Аксенов, И. А. Комплаенс-контроль в таможенном деле и внешнеэкономической деятельности / И. А. Аксенов // Экономика и управление: проблемы, решения. — 2018. — Т. 5. — № 9. — С. 71–74.

12. Современные технологии социальной работы: учеб. пособие / А. В. Старшинова, Е. Б. Архипова, М. В. Миронова, Е. А. Осипова, С. Н. Панкова, Н. С. Смолина, А. С. Шарф; под общ. ред. А. В. Старшиновой; М-во науки и высш. Образования Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2019. — 168 с. [Электронный ресурс]. — URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/77181/1/978-5-7996-2558-0_2019. pdf#:~:text=Адвокатирование%2C%20адвокация%2C%20адвокейси%20(от%20 англ.,в%20современных%20российских%20исследованиях%2C%20нетстр.30 (дата обращения: 24.08.2023).

13. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза (подписан в г. Москве 11.04.2017) // СПС «Консультант плюс».

14. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (с изм. и доп.) // Российская газета. — 31 декабря 2001. — № 256.

1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Compliance.

2. Federal Law No. 53-FZ of 01.06.2005 (as amended on 28.02.2023) "On the State Language of the Russian Federation". Parliamentary Gazette. of June 7, 2005, No. 100.

3. Federal Law No. 33-FZ of 01.03.2020 "On Amendments to the Federal Law "On Protection of Competition". SZ RF. 2006, No. 31 (part 1), st. 3434.

4. "Strategy for the development of competition and antimonopoly regulation in the Russian Federation for the period 2013–2024" (approved by the Presidium of the Federal Antimonopoly Service of Russia 03.07.2013). SPS "ConsultantPlus" (accessed: 23.08.2023).

5. Laboskin, M. A., Nikolaev, V. V. Customs compliance in the Russian Federation: state and prospects. Economic vector. 2023, No. 1 (32) pp.13–17.

6. Bishenov, A. Compliance is business security. Lawyer newspaper. 23.08.2019. Available at: https://www.advgazeta.ru/ag-expert/advices/komplaens-etobezopasnost-biznesa/?ysclid=llnrmzwop9591381540 (accessed: 23.08.2023).

7. Antimonopoly compliance in the subjects of the Russian Federation: positive practices of the regions in 2022. Official website of the FAS of Russia. Available at: https://fas.gov.ru/p/ contents/2611 (accessed: 23.08.2023).

8. Kornienko, A. S., Moskvitin, O. A., Berezgov, A. S. Continuous Process Improvement Model (PDCA) as a possible methodological basis for antimonopoly compliance. Russian Competition Law and Economics. SPS ConsultantPlus. 2023, No. 1 (accessed: 23.08.2023).

9. Explanations of the Federal Antimonopoly Service No. 20 dated July 2, 2021 "On the system of internal compliance with the requirements of Antimonopoly Legislation" (approved by the Protocol of the Presidium of the Federal Antimonopoly Service No. 4 dated July 2, 2021). Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401403096/?yscl id=llo3egk4uk592771879#review (accessed: 23.08.2023).

10. Yelbaeva, N. A. Antimonopoly compliance in the member states of the Eurasian Economic Union (legal aspects of practical application). Russian Competition law and Economics. 2022, SpV, pp. 42–47. https://doi.org/10.47361/2542-0259-2022-SpV-42-47.

11. Aksenov, I. A. Compliance control in customs and foreign economic activity. Economics and management: problems, solutions. 2018, Vol. 5, No. 9, pp. 71–74.

12. Modern technologies of social work: studies. manual. A. V. Starshinova, E. B. Arkhipova, M. V. Mironova, E. A. Osipova, S.N. Pankova, N. S. Smolina, A. S. Scarf; under the general editorship of A. V. Starshinova; M-in science and Higher education. Education Grew. Federation, Ural. feder. un-T. Yekaterinburg: Ural Publishing House. un-ta, 2019, 168 p. Available at: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/77181/1/978-5-7996-2558-0_2019. pdf#:~:text=Адвокатирование%2C%20адвокация%2C%20адвокейси%20(от%20 англ.,в%20современных%20российских%20исследованиях%2C%20netp.30 (accessed: 24.08.2023).

13. The Customs Code of the Eurasian Economic Union (Appendix No. 1 to the Agreement on the Customs Code of the Eurasian Economic Union (Signed in Moscow on 11.04.2017). SPS Consultant plus.

14. The Code of the Russian Federation on Administrative Offences of 30.12.2001 No. 195-FZ (with amendments and additions). Rossiyskaya Gazeta of December 31, 2001, No. 256.

Согласно сведениям, содержащимся в словарях и энциклопедиях, термин комплаенс означает «соблюдение» — действие в соответствии с запросом или указанием; повиновение [1]. Комплаенс представляет собой соответствие каким-либо внутренним или внешним требованиям или нормам. «Под комплаенсом подразумевают часть системы управления (контроля) в организации, связанную с комплаенс-рисками — рисками несоответствия, несоблюдения требований законодательства, нормативных документов, правил и стандартов надзорных органов, отраслевых ассоциаций и саморегулируемых организаций, кодексов поведения и так далее» [1]. Учитывая происхождение термина, если руководствоваться Федеральным законом от 01.06.2005 № 53-ФЗ (ред. от 28.02.2023) «О государственном языке Российской Федерации» (ч. 1 ст. 3) [2], возникает сомнение о соответствии применения данного термина в российском законодательстве и других национальных актах положениям названного федерального закона. Будем это иметь в виду, применяя в настоящей статье данный термин, и полагать, что альтернативного термина для его замены пока специалистами не предложено.

К вопросу изучения состояния и перспектив развития комплаенса в таможенной сфере в настоящее время обращаются еще не так часто, как это могло бы быть, однако, на наш взгляд, данная тема представляется интересной и перспективной, и, более того, если мы говорим о теоретико-правовом анализе, целесообразно обращаться к ней с позиции междисциплинарных научных исследований с учетом имеющегося практического опыта внедрения комплаенса в разных сферах. О таможенном комплаенсе, в частности, пишут М. А. Лабоськин и В. В. Николаев, представляя таможенный комплаенс как «совокупность правовых и организационных мер, направленных на соблюдение требований норм таможенного права и законодательства о таможенном регулировании и на предупреждение их нарушений» [5, c. 16] и определяя его главной целью «сокращение нарушений правовых международных правовых актов и законодательства о таможенном регулировании со стороны лица, применяющего таможенный комплаенс» [5, с. 16]. Исследователи отмечают, что в настоящее время всего известно более 140 видов комплаенса [6]. Вместе с тем к наиболее часто упоминаемым в литературе видам комплаенса можно отнести антимонопольный, налоговый, банковский, санкционный, экспортный, антикоррупционный. Практически все названные виды комплаенса сами по себе применимы в сфере внешнеэкономической деятельности, однако о таможенном комплаенсе все же имеет смысл говорить отдельно.

Для Цитирования:
Сафоненков П. Н., Внедрение таможенного комплаенса. Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2023;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: