Согласно сведениям, содержащимся в словарях и энциклопедиях, термин комплаенс означает «соблюдение» — действие в соответствии с запросом или указанием; повиновение [1]. Комплаенс представляет собой соответствие каким-либо внутренним или внешним требованиям или нормам. «Под комплаенсом подразумевают часть системы управления (контроля) в организации, связанную с комплаенс-рисками — рисками несоответствия, несоблюдения требований законодательства, нормативных документов, правил и стандартов надзорных органов, отраслевых ассоциаций и саморегулируемых организаций, кодексов поведения и так далее» [1]. Учитывая происхождение термина, если руководствоваться Федеральным законом от 01.06.2005 № 53-ФЗ (ред. от 28.02.2023) «О государственном языке Российской Федерации» (ч. 1 ст. 3) [2], возникает сомнение о соответствии применения данного термина в российском законодательстве и других национальных актах положениям названного федерального закона. Будем это иметь в виду, применяя в настоящей статье данный термин, и полагать, что альтернативного термина для его замены пока специалистами не предложено.
К вопросу изучения состояния и перспектив развития комплаенса в таможенной сфере в настоящее время обращаются еще не так часто, как это могло бы быть, однако, на наш взгляд, данная тема представляется интересной и перспективной, и, более того, если мы говорим о теоретико-правовом анализе, целесообразно обращаться к ней с позиции междисциплинарных научных исследований с учетом имеющегося практического опыта внедрения комплаенса в разных сферах. О таможенном комплаенсе, в частности, пишут М. А. Лабоськин и В. В. Николаев, представляя таможенный комплаенс как «совокупность правовых и организационных мер, направленных на соблюдение требований норм таможенного права и законодательства о таможенном регулировании и на предупреждение их нарушений» [5, c. 16] и определяя его главной целью «сокращение нарушений правовых международных правовых актов и законодательства о таможенном регулировании со стороны лица, применяющего таможенный комплаенс» [5, с. 16]. Исследователи отмечают, что в настоящее время всего известно более 140 видов комплаенса [6]. Вместе с тем к наиболее часто упоминаемым в литературе видам комплаенса можно отнести антимонопольный, налоговый, банковский, санкционный, экспортный, антикоррупционный. Практически все названные виды комплаенса сами по себе применимы в сфере внешнеэкономической деятельности, однако о таможенном комплаенсе все же имеет смысл говорить отдельно.