«Стратегия развития железнодорожного транспорта в России до 2030 года», утвержденная Правительством РФ 17 июля 2008 г., предусматривает широкое внедрение инноваций в железнодорожный комплекс страны. Именно использование инновационных технологий позволит достичь лидирующего положения компании на отечественном и зарубежном рынке транспортных услуг.
Одним из важнейших направлений инновационной деятельности ОАО «РЖД» является внедрение в работу компании современных спутниковых навигационных технологий, основанных на использовании глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС/GPS и систем цифровой связи. В результате широкого использования таких технологий будет достигнуто значительное повышение эффективности перевозочного процесса и безопасности движения поездов.
Стратегия внедрения спутниковых технологий в работу железнодорожной отрасли опирается на следующие основополагающие документы:
• Стратегические направления научно-технического развития ОАО «РЖД» на период до 2015 г. («Белая книга» ОАО «РЖД»).
• Концепцию повышения безопасности движения на основе применения на железных дорогах многофункциональных комплексных систем регулирования движения поездов.
• Программу мер по обеспечению надежности железнодорожной инфраструктуры ОАО «РЖД.
Определение дислокации и состояния подвижных объектов железнодорожного транспорта осуществляется в основном с помощью существующих систем диспетчерского контроля и сбора информации ручными способами (телеграммы, телефонограммы, устные доклады). В рамках реализации концепции создания комплексных систем безопасности в ОАО «РЖД» к настоящему времени комплексными локомотивными устройствами безопасности КЛУБ-У и КЛУБ-УП, в состав которых входит отечественный спутниковый навигационный приемник ГЛОНАСС/ GPS Ижевского радиозавода, оснащено 9719 ед. подвижного состава, включая локомотивы, мотор-вагонный подвижной состав и специальные самоходные подвижные средства. Спутниковыми навигационно-связными устройствами оснащались средства путевой диагностики (вагоны-путеизмерители, дефектоскопы и подвижные лаборатории), восстановительные поезда, подвижные средства лубрикации (локомотивы-рельсосмазыватели), путевые машины ПМС, штабные вагоны пассажирских поездов.