Надлежащее качество медицинской помощи — это соответствие оказанной медицинской помощи современным представлением о ее необходимом уровне и объеме при данном виде патологии с учетом индивидуальных особенностей больного и возможностей конкретного медицинского учреждения.
Основные принципы всеобщего управления качеством в медицине сформулированы еще Андревсом в 1991 г. Они включают:
- качество это основная цель любой деятельности медицинской организации
- пациенты и их нужды формируют организацию работы, но не наоборот
- для улучшения качества необходимо совершенствовать систему, процессы и методы работы, а не наказывать самих людей
- вместо фиксированных стандартов ― непрерывное улучшение процессов
- основные направления по улучшению качества основаны не на интуиции, а на анализе процессов
- руководители учреждения и его подразделений должны иметь точку зрения пациента, владеть статистическим и системным анализом, знать и уважать точку зрения персонала, отказаться от традиционной оценки индивидуального выполнения работ
Качество медицинской помощи в лечебном учреждении определяется качеством структуры и ресурсов, качеством процессов (соблюдение стандартов обследования, лечения, профилактики) и качеством результатов (показатели эффективности, экономические показатели, клинические результаты).
Цели системы менеджмента качества в медицнском учреждении:
- поддержание наивысших стандартов медицинского обслуживания;
- выявление задач и концентрирование усилий на потребностях и ожиданиях пациентов;
- достижение и поддержка желаемого качества услуг для удовлетворения заявленных или предполагаемых потребностей пациента;
- мониторинг результатов, достигнутых в предоставлении медицинских услуг;
- подтверждение способности поставлять медицинские услуги реальным и потенциальным потребителям;
- создание базы для улучшения деятельности и результатов медицинского обслуживания.
Как правило, врачебные ошибки обычно связаны с человеческим фактором. Но, по словам Уильяма Эдвардса Деминга, 96 % проблем обусловлены неправильной системой менеджмента, и только 4 % — ошибками персонала. Благодаря внедрению и поддержанию стандартов оказания медицинской помощи в соответствии с ISO 9001 можно избежать большей части врачебных ошибок.