Современный рынок товаров и услуг набирает высокие темпы развития. Все более значимыми в деловом мире становятся такие категории, как имидж предприятия и репутация исполнителей товаров и услуг. Не являясь материальными ценностями, данные категории стали важным фактором, определяющим конкурентоспособность субъектов рынка. Поэтому руководителям предприятий, в том числе в сфере технического сервиса АПК, важно овладеть современными методами обеспечения качества услуг и направлениями его совершенствования в соответствии с требованиями международных стандартов ИСО-9000. С этой целью необходимы разработка и внедрение системы менеджмента качества (СМК) услуг с последующей сертификацией. Данная работа должна способствовать успешному развитию бизнеса услуг по реализации, техническому обслуживанию и ремонту сельскохозяйственной техники, преодолению кризисных явлений и повышению их конкурентоспособности.
В соответствии с Законом «О техническом регулировании» предусмотрены создание, внедрение и сертификация на всех предприятиях систем менеджмента качества (СМК), соответствующих требованиям международных стандартов ИСО серии 9000. Однако в области производства услуг технического сервиса АПК этот вопрос остается открытым.
Сиюминутные решения, отсутствие стратегического планирования деятельности предприятия, случайный характер формирования портфеля заказов, халатное отношение к технологической дисциплине, повышению квалификации кадров, внедрению передовых технологий ремонта и технического обслуживания машин, а также неуважение к потребителям, безответственный выбор поставщиков и формальный подход к установлению гарантий качества — характерные черты предприятий, на которых нет СМК. Сюда же можно добавить потери, связанные с работой технологического оборудования. К ним относятся потери, вызванные поломками машин и механизмов, переналадками из-за смены ассортимента и простоями из-за отсутствия заказов, заменой режущего инструмента, и потери, возникающие при запуске оборудования, его работе на холостом ходу или с пониженной нагрузкой, выпуске брака и остановке на плановый ремонт. Потери, обусловленные несовершенством организации производства, возникают из-за недостатков механизма управления; выполнения человеком не добавляющих ценность операций, таких как проверка оборудования, передача заявок на ремонт, регулировка оборудования, экстренные меры во время сбоев и т. п.; отсутствия нужного человека в нужное время в нужном месте или необходимого материала, инструмента; нерациональной организации материальных потоков и ожидания подтверждения качества, доделки или переделки детали, изделия [3]. Потери материалов, рассчитываемые по разности массы готовой продукции и исходного сырья, энергии и энергоносителей, а также возникающие в связи с использованием некачественных инструментов и расходных материалов. Огромной проблемой являются текучка кадров и хищение на производстве. Все это, безусловно, приводит к кризисным ситуациям в ремонтно-обслуживающем производстве и неудовлетворенности потребителей.