По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 631.151.3 DOI:10.33920/sel-10-2202-01

Внедрение системы менеджмента качества на сервисном предприятии по ремонту сельскохозяйственной техники как выход из кризисного положения

М. Н. Костомахин канд. техн. наук, ФГБНУ «Федеральный научный агроинженерный центр ВИМ», г. Москва, РФ, e-mail: osugosniti@mail.ru
М. Я. Лукьянов аспирант, ФГБНУ «Федеральный научный агроинженерный центр ВИМ», г. Москва, РФ, e-mail: osugosniti@mail.ru

В статье представлены описание системы менеджмента качества, ее преимущества и способы внедрения на производстве по ремонту и эксплуатации техники.

Литература:

1. Черноиванов В. И., Лялякин В. П., Фрибус В. К., Силина М. И., Костомахин М. Н., Красовский М. А. Методика оценки технико-экономической деятельности предприятий сферы технических услуг с целью повышения их конкурентоспособности, выхода из кризиса и сертификации. — М.: ГОСНИТИ, 2008. — 120 с.

2. Соловьев Р. Ю., Лялякин В. П., Фри бус В. К., Силина М. И., Костомахин М. Н. и др. Типовой проект построения эффективной системы менеджмента качества в соответствии со стандартами ИСО 9000 для предприятий технического сервиса АПК. — М.: ГОСНИТИ, 2009. — 160 с.

3. Мазур И. И., Шапиро В. Д. и др. Реструктуризация предприятий и компаний: Справочное пособие / Под ред. И.И. Мазура. — М.: Высшая школа, 2000. — 587 с.

4. ГОСТ Р ИСО-9001-2008. Система менеджмента качества. Требования.

5. Система добровольной сертификации услуг по техническому обслуживанию и ремонту сельскохозяйственной техники. — М.: ГОСНИТИ, 1997. — 35 с.

Современный рынок товаров и услуг набирает высокие темпы развития. Все более значимыми в деловом мире становятся такие категории, как имидж предприятия и репутация исполнителей товаров и услуг. Не являясь материальными ценностями, данные категории стали важным фактором, определяющим конкурентоспособность субъектов рынка. Поэтому руководителям предприятий, в том числе в сфере технического сервиса АПК, важно овладеть современными методами обеспечения качества услуг и направлениями его совершенствования в соответствии с требованиями международных стандартов ИСО-9000. С этой целью необходима разработка и внедрение системы менеджмента качества (СМК) услуг с последующей сертификацией. Данная работа должна способствовать успешному развитию бизнеса услуг по реализации, техническому обслуживанию и ремонту сельскохозяйственной техники, преодолению кризисных явлений и повышению их конкурентоспособности.

В соответствии с законом «О техническом регулировании» предусмотрены создание, внедрение и сертификация на всех предприятиях систем менеджмента качества (СМК), соответствующих требованиям международных стандартов ИСО серии 9000. Однако в области производства услуг технического сервиса АПК этот вопрос остается открытым.

Сиюминутные решения, отсутствие стратегического планирования деятельности предприятия, случайный характер формирования портфеля заказов, халатное отношение к технологической дисциплине, повышению квалификации кадров, внедрению передовых технологий ремонта и технического обслуживания машин, а также неуважение к потребителям, безответственный выбор поставщиков и формальный подход к установлению гарантий качества — характерные черты предприятий, на которых нет СМК. Сюда же можно добавить потери, связанные с работой технологического оборудования. К ним относятся потери, вызванные поломками машин и механизмов, переналадками из-за смены ассортимента и простоями изза отсутствия заказов, заменой режущего инструмента и возникающие при запуске оборудования, его работе на холостом ходу или с пониженной нагрузкой, выпуске брака и остановке на плановый ремонт. Потери, обусловленные несовершенством организации производства, возникают из-за недостатков механизма управления; выполнения человеком не добавляющих ценность операций, таких как проверка оборудования, передача заявок на ремонт, регулировка оборудования, экстренные меры во время сбоев и т. п.; отсутствия нужного человека в нужное время в нужном месте или необходимого материала, инструмента; нерациональной организации материальных потоков и ожидания подтверждения качества, доделки или переделки детали, изделия [3]. Потери материалов, рассчитываемые по разности массы готовой продукции и исходного сырья, энергии и энергоносителей, а также возникающие в связи с использованием некачественных инструментов и расходных материалов. Огромными проблемами являются текучка кадров и хищение на производстве. Все это, безусловно, приводит к кризисным ситуациям в ремонтно-обслуживающем производстве и неудовлетворенности потребителей.

Для преодоления указанных недостатков был разработан типовой проект построения эффективной системы менеджмента качества в соответствии со стандартами ИСО 9000 для предприятий технического сервиса АПК, который не получил своего дальнейшего развития из-за сложного экономического состояния предприятий сферы технических услуг, слабо восстанавливающихся после кризиса.

Поэтому данный проект требует доработки под современное технико-экономическое состояние ремонтно-технических предприятий (РТП). Наличие у предприятия СМК, соответствующей признанным международным требованиям, и ее сертификация являются гарантом стабильности качества и имиджа в глазах потребителей и предприятий-изготовителей, лизинговых организаций и банков, заинтересованных в продвижении сельскохозяйственной техники на рынок.

Деятельность ремонтно-технических предприятий рассматривается как часть системы производства и поддержания сельскохозяйственной техники в работоспособном состоянии (см. рисунок), соединяющей общую и частные цели заводов — изготовителей сельхозтехники, ПТС и сельхозтоваропроизводителей.

Цели системы производства и поддержания сельскохозяйственной техники в работоспособном состоянии

Общей целью в системе является обеспечение выполнения сельхозработ в установленные сроки при минимуме затрат на приобретение и поддержание машин в работоспособном состоянии за срок их службы [2]. Основная задача для выхода из кризиса ремонтного предприятия — увеличение ремонтных работ и уменьшение внеплановых издержек производства (например, ликвидация всех утечек тепла из ремонтного бокса, тем самым сокращение коммунальных платежей). Но данные задачи не могут решиться моментально, и поэтому нужен плановый пошаговый подход.

Анализ работ и услуг на передовых предприятиях отрасли, прошедших сертификацию в рамках Системы добровольной сертификации услуг по техническому обслуживанию и ремонту сельскохозяйственной техники, созданной ГОСНИТИ — органом по сертификации этой системы, показал, что в ней содержатся условия для внедрения современных методов управления качеством, соответствующих требованиям международных стандартов ИСО серии 9000.

Система менеджмента качества для РТП представляет собой комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих процессов и элементов, направленных на главную цель — максимальное удовлетворение требований потребителей.

Процессный подход к описанию и управлению деятельностью предприятия дает возможность поэтапно проследить эффективность производимых работ.

Цель процессного подхода — способствовать результативности и эффективности организации в достижении поставленных задач.

В СМК определены следующие типы процессов:

• процессы менеджмента (управления) организации (корпоративные процессы), которые включают процессы, относящиеся к стратегическому планированию, установлению политики, постановке задач (целей), обеспечению каналов связи и необходимыми ресурсами внутри предприятия, а также анализ со стороны руководства;

• процессы управления качеством, к которым относятся вопросы стандартизации и сертификации, контроля, измерений и анализа качества, внутренних аудитов;

• процессы обеспечения ресурсами, к которым относятся материальные средства, персонал, производственная среда, финансы, процессы управления торговым сервисом и поставщиками;

• бизнес-процессы производства, направленные на проведение непосредственных операций по выполнению заказа потребителей [1].

В качестве требований к СМК на предприятиях технического сервиса были выдвинуты следующие:

1. РТП АПК должны обеспечивать потребителя техникой и услугами по техническому обслуживанию и ремонту с наименьшими затратами времени и средств на поддержание работоспособности машин в течение срока службы, а также установленными нормами безопасности для себя, потребителей и окружающей среды.

2. СМК должны быть динамичными, направленными на их постоянное совершенствование.

3. СМК должны учитывать многосегментность рынка услуг и стремиться к максимальному удовлетворению потребностей различных потребителей.

4. СМК должны обеспечивать конкурентоспособность производств.

5. СМК должны строиться на основе долгосрочных взаимоотношений с потребителями по принципу «Однажды обратившийся к нам потребитель должен придти повторно».

6. СМК основывается на долгосрочных взаимоотношениях с поставщиками техники и другими партнерами с учетом требований потребителей к качеству техники и услуг, не допускает нарушений этих требований.

7. СМК строится из предположения, что предприятие может предоставлять потребителю дополнительные услуги, превышающие требования, установленные поставщиками, в том числе при оказании дилерских и дистрибьюторских услуг.

8. СМК предусматривает постоянное совершенствование и улучшение качества услуг на основе собственных знаний.

9. СМК основывается на специальном учете данных, позволяющих принимать решения о выполнении требований к качеству услуг, степени удовлетворенности потребителей и прогнозирования их изменений [4, 5].

Указанные требования сформулированы с учетом принципов стандартов ИСО 9000.

ВЫВОД

Внедрение данной системы должно обеспечить снижение простоев техники в сельском хозяйстве на 15–30 %, достичь коэффициента готовности до 0,95–0,98 %, снизить затраты на поддержание работоспособности машин в течение срока службы на 20–30 %. Рентабельность предприятий, внедривших СМК, в среднем ожидается не менее 15 %.

Язык статьи:
Действия с выбранными: