Управление окружающей средой на предприятии в широком смысле означает управление воздействием на природную среду для достижения устойчивого развития природы и общества в целом, посредством экономических, социальных, информационных, административных, технологических факторов.
Экологический менеджмент — это современный метод учета преимуществ охраны окружающей среды при осуществлении и планировании деятельности какой‑либо организации. Это также неотъемлемая часть современных систем управления [1].
Экологический менеджмент должен обеспечивать безопасность на объектах с высоким риском, таких как химические заводы, нефтеи газопроводы, атомные электростанции, производство энергии, воздушный транспорт и железные дороги.
Система экологического менеджмента — это часть общей системы управления предприятием, включающей: организационную структуру, планирование, распределение ответственности, практические методы, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для разработки, внедрения, реализации экологической политики [2].
Чтобы подготовиться к разработке и внедрению системы экологического менеджмента, прежде всего, нужно определить экологические аспекты деятельности организации.
Экологические аспекты — это элементы деятельности организации, взаимодействующие с окружающей средой, — продукция или услуги, которые тем или иным способом могут на нее повлиять.
Знать экологические аспекты работы предприятия — значит, управлять ими и стремиться рано или поздно минимизировать их вредное воздействие. Постоянное улучшение экологических показателей и есть основной принцип экологического менеджмента.
Экономические выгоды наряду с природоохранными преимуществами, которые предлагает система экологического менеджмента (СЭМ), в полной мере раскрывают свой потенциал в крупных транснациональных корпорациях. К ним относятся конкурентные преимущества, особенно на международных рынках, рисковые преимущества, природоохранные, структурные, а также прямые экономические эффекты: экономия и сбережение сырья, материалов, энергетических ресурсов, повышение качества продукции [3].