В Доктрине энергетической безопасности Российской Федерации [1] отмечается, что стимулирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности экономики страны относится к задачам по совершенствованию государственного управления в области ее энергетической безопасности.
Государственная политика повышения энергоэффективности [2, 3] должна целенаправленно стимулировать капиталовложения в энергоэффективные технологии и оборудование. В докладах Международного энергетического агентства (IEA) о состоянии рынка энергоэффективности (IEA 2014) отмечается, что на сегодняшний день «меры повышения энергоэффективности уже достигли уровня, при котором их вклад в энергообеспечение превышает вклад любого другого источника, и превратились, таким образом, в «первое топливо» для экономики…»
Экономическая привлекательность мер, направленных на повышение энергетической эффективности основных производств, зависит во многом от цены на энергоресурсы. Повышение уровня энергетической эффективности основных производств достигается внедрением энергоэффективных технологий и энергоэффективного оборудования на этапе нового строительства и при реконструкции (модернизации) технологических объектов на этапе эксплуатации. Поэтому комплексное решение этой задачи необходимо координировать с основными направлениями развития и реконструкции производственных мощностей производственного и энергетического кластеров.
Повышение уровня энергетической эффективности основных производств обуславливает необходимость глубокой и всесторонней модернизации, выход на качественно новый технологический уровень. Анализ состояния энергосбережения и повышения энергетической эффективности большинства промышленных предприятий показывает, что в этой области существует комплекс внешних и внутренних вызовов, которые необходимо учитывать при реализации общей политики энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
К внешним вызовам, лежащим в основе проблем внедрения энергоэффективных проектов, следует отнести: