Группа предприятий «ТАМГА» — интегратор коллективов компаний разработчиков — является старейшим разработчиком программного обеспечения для Федеральной таможенной службы России. Мы разрабатывали основные автоматизированные комплексы, на которых базируются многие виды деятельности таможенных органов, включая систему управления рисками. В 2015 г. наша компания выиграла конкурс на выполнение научно-исследовательской работы для официального использования Евразийской экономической комиссией по теме «Разработка научно-методических подходов и методических рекомендаций по реализации технологий автоматической регистрации деклараций на товары и автоматического выпуска товаров». В ходе выполнения данной работы мы изучали опыт разных стран по внедрению технологии авторегистрации и автовыпуска и пришли к выводу, что Евразийский экономический союз в этом направлении не только не отстает от мирового уровня, как некоторые считают, а, напротив, технологии наших стран, используемые таможенными службами, существенно опережают разработки многих ведущих государств. Конечно, Россия, Казахстан и Белоруссия в настоящее время несколько опережают Армению и Киргизию, но, надеемся, что с принятием нового Таможенного кодекса технологическое развитие выровняется во всех странах Союза.
Следует также отметить, что, пока создавался данный проект, в России произошли некоторые изменения — с января 2016 г. Федеральная таможенная служба передана в ведение Минфина, и сейчас Минфин совместно с ФТС России и ФНС России ведет активную работу по интеграции информационных систем этих служб. Еще один важный аспект: при постановке задачи по выработке подходов к реализации технологий авторегистрации деклараций и автовыпуска товаров мы получили от нашего заказчика полный карт-бланш, то есть работали без привязки к предполагаемым нормам готовящегося проекта Таможенного кодекса ЕАЭС, поскольку работа над ним тогда еще только начиналась.
В первую очередь перед нами встала задача разработки алгоритмов, связанных с авторегистрацией деклараций на товары и автовыпуском товаров. По согласованию с ЕЭК была выбрана версия, предусматривающая минимальные требования к поданной электронной декларации на товары, что в дальнейшем нам очень помогло в работе. Одна из идей предложенного нами подхода состояла в том, чтобы часть контрольных функций при авторегистрации деклараций и автовыпуске товаров передать системе управления рисками. В случае незначительных и не влияющих на взимание таможенных платежей отклонений от контрольных показателей можно часть функций передать алгоритму автоматического выпуска товаров с обязательным последующим контролем после выпуска товаров. Предложенный нами унифицированный алгоритм автоматической проверки условий подачи и регистрации декларации на товары включает следующие этапы: проверка условий подачи ЭДТ (полномочия таможенного органа, участника ВЭД, форма декларирования, порядок заполнения ЭДТ); проверка условий регистрации ЭДТ (структурный и форматнологический контроль, проверка в соответствии с алгоритмом авторегистрации, списание таможенных сборов); автоматическая регистрация ЭДТ (присвоение номера, отправка сообщения декларанту, проверка в рамках СУР). При разработке этого алгоритма мы постарались учесть типичные ошибки, которые вызывают отказ в авторегистрации декларации, в том числе когда сведения в поданной ЭДТ не соответствуют сведениям в центральной базе данных ФТС или декларант не указал все сведения о себе. Весь массив ЭДТ «просеивается» через фильтры автоматической системы. Под действие алгоритма автоматической регистрации деклараций на товары попадают не все ЭДТ. Из числа автоматически зарегистрированных ЭДТ исключаем те, в отношении которых выявлены профили риска. Из оставшегося множества ЭДТ не все попадают под действие алгоритма автоматического выпуска товаров (по условиям алгоритма). Таким образом, множество ЭДТ, в отношении которых возможен автоматический выпуск товаров, составляет небольшую часть от всего массива деклараций.