По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 347.73:69

Внебюджетное финансирование переданных полномочий по проведению государственной экспертизы

Е.М. Андреева канд. юрид. наук, доцент кафедры финансового права, Санкт-Петербургский государственный экономичесий университет

В статье анализируются правоотношения, складывающиеся в процессе финансирования переданных субъектам РФ федеральных полномочий по организации и проведению государственной экспертизы в области строительства. Исследуются участники данных отношений, порядок расчета и взимания платы за проведение государственной экспертизы, вопросы учета и контроля над указанными средствами. Делается вывод о неудовлетворительном правовом регулировании обозначенных финансовых правоотношений, даны предложения по совершенствованию действующего законодательства.

Литература:

1. Андреева Е.М. К вопросу о методах и формах финансового обеспечения делегированных полномочий // Учен. зап. юрид. факультета. — № 38 (48). — 2015.

2. Андреева Е.М. Субвенционная система Российской Федерации: анализ правовых и экономических отношений: моногр. / Saarbrücken: Lap Lambert, 2012.

3. Васянина Е.Л. Теоретические основы правового регулирования публичных доходов в Российской Федерации: дис. … д-ра юрид. наук. — М.: ИГПАН, 2016.

4. Васянина Е.Л. Фискальные доходы государства. Правовой анализ: моногр. / под ред. С.В. Запольского. — М.: Контракт, 2015.

5. Винницкий Д.В. Налоги и сборы: понятие, юридические признаки, генезис. — М.: Норма, 2002.

6. Долгова А.Ю. Парафискальные сборы в России: моногр. — Воронеж, 2012.

7. Кучеров И.И. Теория налогов и сборов (Правовые аспекты): моногр. — М.: ЗАО ЮрИнфоР, 2009.

8. О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий: постановление Правительства РФ от 5.03.2007 № 145 // СЗ РФ. — 2005. — № 1.

9. О содержании и форме представления отчетности об осуществлении переданных полномочий в области государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий: приказ Росстроя от 14.09.2007 № 264 // Бюлл. нормативных актов федер. органов исполнительной власти. — 2007. — № 42.

10. Официальный портал проектов нормативных правовых актов. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http// regulation.gov.ru.

11. Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http//www.gov.spb.ru.

12. Официальный сайт государственного автономного учреждения г. Москвы «Московская государственная экспертиза» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http//exp.mos.ru/regulation/adminis– trative_ regulations/regulations-894pp/index1.php.

13. Пепеляев С.Г. О правовом регулировании фискальных сборов и порядке их установления // Фискальные сборы: правовые признаки и порядок регулирования: сб. материалов науч.-практ. конф. — М., 2003.

14. Решение по арбитражному делу № А67-3153/2012 // Архив Арбитражного суда Томской области [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http//www. consultant.ru.

15. Судебные акты по арбитражному делу № А59-2131/2016 // Архив Арбитражного суда Сахалинской области за 2016 г. Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 24.05.2017 № Ф031381/2017.

16. Требования к содержанию и форма отчетности об осуществлении переданных полномочий в области организации и проведения государственной экспертизы проектной документации, государственной экспертизы результатов инженерных изысканий: приказ Министерства регионального развития РФ от 20.12.2011 № 584 // Бюлл. нормативных актов федер. органов исполнительной власти. — 2012. — № 14.

17. Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации: приказ Министерства финансов России от 1.07.2013 № 65н // Финансовая газ. — 2013. — № 32.

Государственная экспертиза в области строительства организуется и проводится субъектами Российской Федерации. Указанное полномочие относится к предметам ведения федерального центра, но передано регионам для исполнения с середины двухтысячных годов. Так, ст. 6.1 Градостроительного кодекса РФ Российская Федерация передала субъектам РФ два своих полномочия, а именно: организацию и проведение государственных экспертиз проектной документации и результатов инженерных изысканий (за исключением некоторых видов экспертиз); контроль за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности.

В большинстве случаев делегированные мандаты, к которым также относятся рассматриваемые вопросы, финансируются напрямую за счет субвенций из вышестоящего бюджета [1, 2]. Государственная экспертиза стала исключением. В той же статье ГрК РФ сказано, что осуществление указанных полномочий Российской Федерации передается органам государственной власти субъектов РФ без предоставления субвенций из федерального бюджета. Финансирование полномочия по осуществлению организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и (или) государственной экспертизы результатов инженерных изысканий осуществляется за счет средств застройщика или технического заказчика, направивших проектную документацию и (или) результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу. Средства взимаются в форме платы. Про порядок финансового обеспечения второго полномочия (градостроительного надзора за органами местного самоуправления и выдачи заключений) ничего не сказано вовсе. Полагаем, оно как раз является примером передачи полномочий без какого-либо обеспечения.

Отметим, что для потребителей рассматриваемой публичной услуги не имеет никакого значения, кому и как платить за ее оказание. И данный аспект отношений мы затронем лишь поверхностно. С точки зрения правового института делегирования, основанного на принципах бюджетного федерализма, крайне важным кажется создание сбалансированного, справедливого и прозрачного механизма финансирования переданных полномочий.

Для Цитирования:
Е.М. Андреева, Внебюджетное финансирование переданных полномочий по проведению государственной экспертизы. Юрисконсульт в строительстве. 2022;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: