В АО нет должности специалиста по охране труда в штатном расписании. Однако есть работник, который обучен соответствующим образом, имеет необходимые удостоверения. Численность работников организации составляет 70 человек. Возможно ли в рамках действующего законодательства возложить на него (наряду с его трудовыми обязанностями по другой должности) также и обязанности специалиста по охране труда, без введения в штатное расписание указанной должности, без оформления совмещения, совместительства?
Поскольку численность работников организации в рассматриваемом случае составляет 70 человек (то есть более 50 человек), возложение обязанностей специалиста по охране труда на работника посредством закрепления таковых в его трудовом договоре (должностной инструкции) не освобождает работодателя от необходимости создания службы охраны труда или введения отдельной штатной единицы специалиста по охране труда в организации.
Как следует из части первой ст. 217 ТК РФ, в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.
В письме Минтруда России в от 10.06.2016 № 15-2/ООГ-2136 чиновники пришли к выводу о том, что обязанность по созданию службы охраны труда или введению должности специалиста по охране труда лежит на любом работодателе, численность работников которого превышает 50 человек, независимо от характера его деятельности. В более позднем письме от 28.09.2017 № 15-2/ООГ-2693 чиновники сослались на Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, утвержденный тем же приказом Росстандарта, и пришли к выводу, что действие норм ст. 217 ТК РФ в полной мере распространяется на организации, осуществляющие различные виды деятельности, поименованные в ОКВЭД 2.