По мнению исследователей, одной из важных составляющих коррекционной работы с ребенком младшего дошкольного возраста, имеющим нарушения речи, является проведение целенаправленной комплексной психолого-педагогической деятельности. Помимо психолого-педагогического состава, ребенка должен сопровождать и родитель.
Актуальность данной статьи обусловлена тем, что эмоциональная вовлеченность родителя в коррекционную работу с ребенком является одной из определяющих в преодолении речевых нарушений и требует активного участия «родителя в терапевтической работе, в которой логопед или психолог сопровождает родителя в обучении ребенка». Согласно исследованиям, участие родителей в коррекционной работе повышает успешность терапии у 80% детей с речевыми нарушениями. Также отмечается, что повышение качества взаимодействия родителя и ребенка приводит к тому, что «возможности для языкового развития ребенка также возрастают».
Цель данного исследования: узнать, влияет ли взаимодействие матери с ребенком на динамику логопедической коррекции. Гипотеза данной статьи предполагает, что сбалансированное отношение матери с ребенком оказывает значительное влияние на динамику логопедического процесса. В данной статье с использованием корреляционного анализа оценивается влияние различных аспектов взаимодействия матери с ребенком на динамику логопедической работы, при помощи опросника «Взаимодействие родителя с ребенком» И. М. Марковской. Данный опросник представляет собой систематизированный подход к оценке качества и характера взаимодействия матери с ребенком. Исследование проводилось на базе частного логопедического центра г. Владимир «Буквоед». Чтобы отследить динамику логопедической коррекции нами были использованы данные из гугл-таблицы, детей с общим недоразвитием речи (1 уровень речевого развития) возрастом от 3 до 4 лет, за последние 6 месяцев. Выявились следующие результаты (рис. 1).
Анализ исходного уровня фонематического восприятия у испытуемых показал, что у всех участников наблюдается его низкая степень развития. Диагностические данные свидетельствовали о недостаточности слухоречевого внимания, что препятствовало успешной дифференциации фонем.