По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 373.292 DOI:doi.org/10.33920/nik-04-240304-34

Влияние взаимодействия матери с ребенком на динамику логопедического процесса

Ульяна Алексеевна Ершова студент группы КП-121, направления 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование», ФГБОУ ВО «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых», Россия, 600000, г. Владимир, ул. Горького, д. 87, E-mail: ershova111@yandex.ru
Великова С. А. научный руководитель, кандидат психологических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых», Россия, 600000, г. Владимир, ул. Горького, д. 87, E-mail: ya.velikova68@yandex.ru

Статья посвящена изучению влияния взаимодействия матери с ребенком на динамику логопедической коррекции у детей младшего дошкольного возраста. Исследование проводилось на базе частного логопедического центра. Рассматриваются различные аспекты взаимодействия, такие как эмоциональная близость, принятие, требовательность и сотрудничество, и их влияние на динамику развития ребенка в процессе логопедической работы. Полученные результаты демонстрируют, что поддерживающее и сбалансированное взаимодействие матери с ребенком способствует успешной коррекции речи. Все результаты подтверждаются методами математической статистики: U-критерием Манн-Уитни, применялся корреляционный анализ.

Литература:

1. Allen, J., Marshall, K. Therapy of parent-child interaction (PCI) in school-age children with specific language disorders // International Journal of Language and Communication Disorders. — 2011. — № 46. — С. 397–410

2. Боровик, М. И., Карасева, Н. О. Взаимодействие логопеда и родителей в процессе коррекционно-логопедической работы с ребенком // Молодой ученый. — 2016. — № 18 (122). — С. 431–433

3. Глузман, Ю. В., Городилова, С. А., Шешукова, Н. Н., Андрусёва, И. В., Гутерман, Л. А. Логопедическая помощь детям группы риска в раннем возрасте // Перспективы науки и образования. — 2020. — № 4 (46). — С. 383–397

4. Millard, S. K., Nicholas, K. Is parent-child interaction therapy effective in reducing stuttering // Journal of Speech, Language and Hearing Research. — 2008. — № 51(3). — С. 636–650

5. Марковская, И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. — СПб.: Речь, 2005. — 150 с.

1. Allen, J., Marshall, K. (2011). Therapy of parent-child interaction (PCI) in school-age children with specific language disorders. International Journal of Language and Communication Disorders. No. 46, pp. 397–410

2. Borovik, M. I., Karaseva, N. O. (2016). Vzaimodeistvie logopeda i roditelei v protsesse korrektsionno-logopedicheskoi raboty s rebenkom [Interaction of a speech therapist and parents in the process of correctional and speech therapy work with a child]. Molodoi uchenyi [Young scientist]. No. 18 (122), pp. 431–433. (In Russian)

3. Glozman, Yu. V., Gorodilova, S. A., Sheshukova, N. N., Andrusova, I. V., Guterman, L. A. (2020). Logopedicheskaia pomoshch’ detiam gruppy riska v rannem vozraste [Speech therapy for children at risk at an early age]. Perspektivy nauki i obrazovaniia [Perspectives of science and education]. No. 4 (46), pp. 383–397. (In Russian)

4. Millard, S. K., Nicholas, K. (2008). Is parent-child interaction therapy effective in reducing stuttering. Journal of Speech, Language and Hearing Research. No. 51(3), pp. 636–650

5. Markovskaya, I. M. (2005). Training of parents’ interaction with children. — St. Petersburg: Rech, 150 p. (In Russian)

По мнению исследователей, одной из важных составляющих коррекционной работы с ребенком младшего дошкольного возраста, имеющим нарушения речи, является проведение целенаправленной комплексной психолого-педагогической деятельности. Помимо психолого-педагогического состава, ребенка должен сопровождать и родитель.

Актуальность данной статьи обусловлена тем, что эмоциональная вовлеченность родителя в коррекционную работу с ребенком является одной из определяющих в преодолении речевых нарушений и требует активного участия «родителя в терапевтической работе, в которой логопед или психолог сопровождает родителя в обучении ребенка». Согласно исследованиям, участие родителей в коррекционной работе повышает успешность терапии у 80% детей с речевыми нарушениями. Также отмечается, что повышение качества взаимодействия родителя и ребенка приводит к тому, что «возможности для языкового развития ребенка также возрастают».

Цель данного исследования: узнать, влияет ли взаимодействие матери с ребенком на динамику логопедической коррекции. Гипотеза данной статьи предполагает, что сбалансированное отношение матери с ребенком оказывает значительное влияние на динамику логопедического процесса. В данной статье с использованием корреляционного анализа оценивается влияние различных аспектов взаимодействия матери с ребенком на динамику логопедической работы, при помощи опросника «Взаимодействие родителя с ребенком» И. М. Марковской. Данный опросник представляет собой систематизированный подход к оценке качества и характера взаимодействия матери с ребенком. Исследование проводилось на базе частного логопедического центра г. Владимир «Буквоед». Чтобы отследить динамику логопедической коррекции нами были использованы данные из гугл-таблицы, детей с общим недоразвитием речи (1 уровень речевого развития) возрастом от 3 до 4 лет, за последние 6 месяцев. Выявились следующие результаты (рис. 1).

Анализ исходного уровня фонематического восприятия у испытуемых показал, что у всех участников наблюдается его низкая степень развития. Диагностические данные свидетельствовали о недостаточности слухоречевого внимания, что препятствовало успешной дифференциации фонем.

Для Цитирования:
Ульяна Алексеевна Ершова, Великова С. А., Влияние взаимодействия матери с ребенком на динамику логопедического процесса. Общенаучный журнал. 2024;3-4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: