Валопровод относится к двигательно-движительной системе судна и предназначен для передачи крутящего момента от двигателя к гребному винту и восприятия осевого усилия от движителя к корпусу судна. Он располагается на дейдвудных, промежуточных и упорных подшипниках.
Как показывает практика эксплуатации, срок службы дейдвудных подшипников зависит от многих факторов: задаваемой нагрузки, материала и конструкции самих подшипников, района плавания и степени загрязненности речной и морской воды, вибрации и материала облицовки гребного вала, качества установки при строительстве или ремонте судна, деформации корпуса судна при эксплуатации.
К основным материалам дейдвудных подшипников можно отнести: бакаут, баббит, текстолит (ПТК-С), капролон, деклон, резино-металлические, древесный пластик (ДСП), древесно-текстолитовый пластик (Д5ТСП), углепластики (УГЭТ-Т, ФУТ), полиуретаны.
На рис. 1 представлены некоторые виды дефектов в виде подплавления втулок дейдвудных подшипников [1].
Одним из критериев, характеризующих рабочее состояние при вращении валопроводов, является величина износа дейдвудных подшипников. При износе происходит увеличение величины зазора, что приводит к повышению действия нагрузок со стороны гребного винта, собственного веса судового валопровода и его вспомогательных элементов и узлов, а также к возникновению поперечных и крутильных колебаний.
Допускаемый зазор есть разность внутреннего диаметра D1 подшипника скольжения и диаметра d самого вала:
При проведении среднего или капитального ремонта судна обязательно проводят проверку на значение предельных величин зазора дейдвудных подшипников, особенно — кормового. Кормовой дейдвудный подшипник, который расположен ближе всех к гребному винту, является самым нагружаемым.
Предельно допустимый зазор Δ в дейдвудных подшипниках не должен превышать значения, определяемые по формулам [1, 2]:
• для дейдвудных подшипников с вкладышами из неметаллических материалов при диаметре вала по облицовке dгр ≤ 600 мм: