Гидрообъемные передачи энергии от двигателя к трансмиссии и рабочим органам нашли широкое применение в современных самоходных уборочных машинах, как импортных, так и отечественных (Ropa, Holmer, Acros, Vector и др.). Их гидравлические системы оснащены агрегатами, допускающими минимальные утечки рабочей жидкости, системами распределения, регулирования потока, фильтрации и поддержания температурного режима рабочей жидкости. Благодаря точным технологиям изготовления и неукоснительному соблюдению эксплуатационных требований достигнуты высокие показатели работоспособности и производительности таких машин.
В то же время опыт применения гидромоторов в качестве привода рабочих органов сельхозмашин, агрегатируемых с тракторами, не подтверждает заданные показатели производительности по причине нестабильности режимов работы гидромоторов. Примером может служить неустойчивая работа шестеренного гидромотора в приводе вентилятора сеялки СУПН-8, из-за которой изготовитель вынужден был заменить его механическим приводом от ВОМ [1].
Устойчивость частоты вращения гидромотора зависит от нагрузки на рабочем органе, объемных и механических потерь, температуры рабочей жидкости [2]. В качестве рабочей жидкости гидропривода сельскохозяйственных тракторов чаще всего используют минеральные масла. Для описания связи температуры с вязкостью масла применимо уравнение Филонова П. А.:
где νт — кинематическая вязкость масла (мм2 /с) при температуре Т (оС);
ν0 — расчетная величина, отнесенная к точке отсчета температуры, мм2 /с;
е — основание натурального логарифма;
κ — температурный коэффициент вязкости, оС-1.
Величину (ν0) и коэффициент (κ) определяют по кинематической вязкости масла, измеренной в трех точках температурного интервала. Действие уравнения (1) проверено нами при температуре 40–100 оС (рис. 1) на маслах М10ГК (получено ν1 = 194 е-0,026Т), М5з12Г (ν2 = 351 е-0,034Т), И20 (ν3 = 73 е-0,026Т).