По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 656.132

Влияние условий графика работы на расход топлива городских автобусов

В. А. Максимов д-р техн. наук, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ), г. Москва, Россия, e-mail: vamaximov57@mail.ru

Исследования в области топливной экономичности транспортных средств показали, что на расход топлива городских автобусов влияет множество факторов. Наиболее значимыми из них являются факторы, которые характеризуют условия работы подвижного состава (ПС) на маршруте (средняя скорость сообщения, удельное число крутых поворотов, средняя длина перегона интенсивность транспортного потока и т.д.). Исследованию этих факторов в разных научных работах уделялось большое внимание, так как средний расход топлива между маршрутами может отличаться в 1,5–2 раза [1–2].

Литература:

1. Болдин А.П., Максимов В.А. Основы научных исследований: учебник для

2. студ. учреждений высш. проф. образования. — М.: Издательский центр «Академия», 2012. — 316 с.

3. Методика оперативного определения норм расхода топлива городскими

4. автобусами с учетом сложности маршрута движения / А.П. Болдин, В.А. Максимов, А.В. Постолит, Л.Б. Миротин, А.А. Хазиев // Автомобильная промышленность. — 2018. — №6. — С. 22-26.

5. Establishing the regularities of correlation ambient temperature and fuel

6. consumption by city diesel buses / D. Savotin-Kosiak, M. Madziel, A. Jaworski, O. Ivanushko, M. Tsiuman // Eastern-European Journal of Enterprise Technologies. — 2020. — Vol. 108, issue 6/3. — P. 23-32. doi:10.15587/1729-4061.2020.220257.

7. Effects of passenger load, road grade, and congestion level on real-world fuel

8. consumption and emissions from compressed natural gas and diesel urban buses / F. Rosero, N.F. Gonzalez, J.M.L. Martinez, J. Casanova // Applied Energy. — 2021. — Vol. 282. — Art. ID 116195. doi:10.1016/j.apenergy.2020.116195.

9. Effects of driver acceleration behavior on fuel consumption of city buses / Ma H., Xie H., Chen S., Yan Y. // SAE Technical Papers 1, P. 389-395 doi:10.4271/2014-01-0389/

10. Андрианов А.Е., Максимов В.А., Поживилов Н.В. Анализ методов автоматизированного учета расхода моторного топлива на городских автобусах ГУП «Мосгортранс» // Проблемы технической эксплуатации и автосервиса подвижного состава автомобильного транспорта: сборник научных трудов 79-й научно-методической и научно-исследовательской конференции МАДИ, Москва. — М.: МАДИ, 2021. — С. 20–26.

11. Оперативный учёт технико-экономических показателей работы линейны автобусов в ЕАСУ ФХД ГУП «Мосгортранс» / Г.А. Крылов, В.А. Максимов, В.И. Сарбаев, Р.И. Исмаилов, С.В. Осипова, В.Ф. Силкин, С.В. Рощак // Материалы 69-й Научно-методической и научно-исследовательской конференции МАДИ. Секция Проблемы ТЭ и автосервиса ПС АТ. — М.: МАДИ (ГТУ), 2011. — С. 83–88.

Практически все исследования показывают, что на одном и том же маршруте расход топлива автобусов одной модификации может иметь определенное значение размаха статистических данных. На рис. 1 показано распределение значений коэффициента вариации расхода топлива на городских маршрутах, которое в среднем составляет 19% для автобусов ЛиАЗ-529222.

Исследования показывают, что на данную вариацию влияют факторы, которые не связаны с характеристиками маршрута. В частности, к ним относятся возраст автобусов, классность водителя, температура окружающего воздуха, график работы ПС и др. [3–5].

Целью представленной работы является оценка степени влияния графика работы на расход топлива городских автобусов. Для достижений заданной цели необходимо выявить разницу в расходе топлива между разными условиями работы автобусов путём проведения дисперсионного анализа, а также разработать рекомендации по корректировке маршрутной нормы расхода топлива подвижного состава в зависимости от его графика работы.

Сбор статистических данных о работе ПС на маршруте движения и о соответствующем расходе топлива городских автобусов ГУП «Мосгортранс» проводился по следующим критериям:

— модификация автобусов: ЛиАЗ-529222, ЛиАЗ-529265, ЛиАЗ-621322, ЛиАЗ-621365;

— интервал наблюдений: с 01.09.2020 по 31.08.2021;

— АТП: Филиалы ГУП Мосгортранс Северо-Восточный, Восточный и Юго-Западный;

— тип автобусного маршрута: городской.

В данной работе проводилась оценка влияния условий графика работы, такие как:

— сменность: двухсменный выход (кодируем как «TWO-SHIFT» в ПО STATISTICA), первая смена трехсменного выхода («THREE-SHIFT-ST») или вторая смена трехсменного выхода («THREE-SHIFT-ND»);

— тип дня: будние («WORK») или выходные («WEEKEND»).

В результате сбора статистических данных получили огромное количество точек наблюдений по указанным критериям. Это было возможно с помощью современных информационных систем учета работы подвижного состава в ГУП «Мосгортранс» [6, 7], которые обеспечивают своевременность, полноту и достоверность статистических данных, а также удобство их получения и обработки.

Для Цитирования:
В. А. Максимов, Влияние условий графика работы на расход топлива городских автобусов. Автотранспорт: эксплуатация-обслуживание-ремонт. 2023;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала