По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 616–02 DOI:10.33920/med-03-2402-03

Влияние учебных нагрузок на психоэмоциональное состояние старшеклассников в период подготовки и сдачи итоговой аттестации

Галимьянова Полина Вадимовна студент 2 курса ИСГС Института лингвистики и межкультурной коммуникации, ФГАОУ ВО «Первый МГМУ имени И. М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский университет), г. Москва, е-mail: galimyanova_p_v@student.sechenov.ru, https://orcid.org/0009-0007-4141-4604
Кацман Полина Андреевна студент 2 курса ИСГС Института лингвистики и межкультурной коммуникации, ФГАОУ ВО «Первый МГМУ имени И. М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский университет), г. Москва, е-mail: katsman_p_a@student.sechenov.ru, https://orcid.org/0009-0009-9186-3752

В статье представлены результаты медико-социологического исследования, направленного на изучение особенностей воздействия повышенных учебных нагрузок на состояние старшеклассников г. Москвы в период подготовки и сдачи экзаменов. Согласно полученным данным, указанный период характеризуется значительным повышением учебных нагрузок, сменой привычного уклада жизни и потерей социальных контактов, что чревато дестабилизацией психоэмоционального состояния. Большинство участников опроса отметили наличие у них симптомов стресса (нервозность и раздражительность, чрезмерная усталость, изменение пищевых привычек и др.), что негативно сказывается на возможности усвоения материала. Психологическая поддержка, оказываемая в школах, по мнению старшеклассников, носит зачастую формальный характер и ограничивается коллективными мерами поддержи (тренинги, мастер-классы).

Литература:

1. https://obrnadzor.gov.ru/news/uchastniki-ege-2022-vybrali-predmety-dlya-sdachi/ https://obrnadzor.gov.ru/news/devyatiklassniki-vybrali-predmety-dlya-sdachi-oge/

2. https://obrnadzor.gov.ru/news/podvedeny-predvaritelnye-itogi-pervyh-ekzamenov-kampanii-ege-2023-goda/

3. Кудряшова Т. Г., Шуруп А. С. О модернизации системы итоговой аттестации выпускников школ. Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. 2023; 1: 21. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-modernizatsii-sistemy-itogovoy-attestatsii-vypusknikov-shkol/viewer (дата обращения: 12.11.2023).

4. https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_365434/

5. https://fioco.ru/Media/Default/Documents/500/Metodica_500.pdf

6. Качимская А. Ю., Ковтун П. О. К вопросу о способах формирования психологической подготовки обучающихся к экзаменам. Мир науки. Педагогика и психология. 2019; 3: 9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-sposobah-formirovaniya-psihologicheskoy-gotovnosti-obuchayuschihsya-k-ekzamenam/viewer (дата обращения: 12.11.2023).

7. Михайлова И. В., Мажанова Д. В. Динамика тревожности школьников в период ГИА. Вестник МГОУ. Серия: Психологические науки. 2022; 3: 92–93. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/dinamika-trevozhnosti-shkolnikov-v-period-gia (дата обращения: 12.11.2023).

8. Мальцев А. В., Данилов А. Н., Шкурин Д. В. Отношение выпускников школ к единому государственному экзамену (ЕГЭ). Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2023; 1 (82): 22. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otnoshenie-vypusknikov-shkol-k-edinomu-gosudarstvennomu-ekzamenu-ege/viewer (дата обращения: 12.11.2023).

9. Камракова Н. Ю. Развитие осознанной саморегуляции деятельности у тревожных девятиклассников на этапе подготовки к экзамену. Гуманитарные науки. 2021; 4 (56). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-osoznannoy-samoregulyatsii-deyatelnosti-u-trevozhnyh-devyatiklassnikov-na-etape-podgotovki-k-ekzamenu/viewer (дата обращения: 12.11.2023).

10. Roome T. Exam stress experienced by GCSE students in a mainstream secondary school: perceptions of the effects on wellbeing and performance. School of Education College of Social Sciences University of Birmingham. 2018: 25–31, 89–96. URL: https://etheses.bham.ac.uk/id/eprint/8595/1/Roome18AppEdCPsyD_vol_1.pdf

11. Попова И. В. Единый государственный экзамен как социально-психологическая травма. Вестник Костромского университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2018; 3: 99–101. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/edinyy-gosudarstvennyy-ekzamen-kak-sotsialno-psihologicheskaya-travma (дата обращения: 12.11.2023).

12. Кедярова Е. А., Савенко Д. С., Уварова М. Ю., Чернецкая Н. И. Особенности психологической готовности к ЕГЭ у старшеклассников. Психология. Психофизиология. 2021; 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-psihologicheskoy-gotovnosti-k-ege-u-starsheklassnikov/viewer (дата обращения: 12.11.2023).

13. Михайлова И. В., Мажанова Д. В. Государственная итоговая аттестация как фактор повышения тревожности школьников-выпускников. Общество: социология, психология, педагогика. 2022; 6 (98): 106. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennaya-itogovaya-attestatsiya-kak-faktor-povysheniya-trevozhnosti-shkolnikov-vypusknikov (дата обращения: 12.11.2023).

14. Мальцева С. М., Рыжакова Е. В., Строганов Д. А., Рябкова Е. А. Единый государственный экзамен и морально-психологическое состояние: мнение первокурсников. Russian Journal of Education and Psychology. 2022; 6: 158. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/edinyy-gosudarstvennyy-ekzamen-i-moralno-psihologicheskoe-sostoyanie-mnenie-pervokursnikov (дата обращения: 12.11.2023).

15. Арсаханова Г. А. Педагогические условия формирования противодействия стрессовых явлений в учебных заведениях. Управление образованием: теория и практика. 2021; 3 (43): 71–73. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-usloviya-formirovaniya-protivodeystviya-stressovyh-yavleniy-v-uchebnyh-zavedeniyah (дата обращения: 18.02.2024).

16. Решетников А. В., Присяжная Н. В., Вяткина Н. Ю. Переход на дистанционный формат обучения в медицинском вузе: мнение студентов о трансформации учебного процесса в начале пандемии COVID-19. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2022; 30 (3): 364–370. doi: 10.32687/0869-866X-2022-30-3-364-370.

1. Available at: https://obrnadzor.gov.ru/news/uchastniki-ege-2022-vybrali-predmety-dlya-sdachi/ https://obrnadzor.gov.ru/news/devyatiklassniki-vybrali-predmety-dlya-sdachi-oge/

2. Available at: https://obrnadzor.gov.ru/news/podvedeny-predvaritelnye-itogi-pervyh-ekzamenov-kampanii-ege-2023-goda/

3. Kudriashova T. G., Shurup A. S. O modernizatsii sistemy itogovoi attestatsii vypusknikov shkol [On the modernization of the system of final certification of school graduates] // Vestnik Moskovskogo universiteta [Bulletin of the Moscow University]. Series 20. Pedagogical Education. 2023. No. 1. P. 21. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/o-modernizatsii-sistemy-itogovoy-attestatsii-vypusknikov-shkol/viewer (accessed: 11/12/2023). (In Russ.)

4. Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_365434/

5. Available at: https://fioco.ru/Media/Default/Documents/500/Metodica_500.pdf

6. Kachimskaia A. Iu., Kovtun P. O. K voprosu o sposobakh formirovaniia psikhologicheskoi podgotovki obuchaiushchikhsia k ekzamenam [On methods of forming psychological preparation of students for exams] // Mir nauki. Pedagogika i psikhologiia [World of Science. Pedagogy and Psychology]. 2019. No. 3. P. 9 Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-sposobah-formirovaniya-psihologicheskoy-gotovnosti-obuchayuschihsya-k-ekzamenam/viewer (accessed: 11/12/2023). (In Russ.)

7. Mikhailova I. V., Mazhanova D. V. Dinamika trevozhnosti shkolnikov v period GIA [Dynamics of schoolchildren’s anxiety during the period of GIA] // Vestnik MGOU [Bulletin of the Moscow State Regional University]. Series: Psychological Sciences. 2022. No. 3. P. 92–93. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/dinamika-trevozhnosti-shkolnikov-v-period-gia (accessed: 11/12/2023). (In Russ.)

8. Maltsev A. V., Danilov A. N., Shkurin D. V. Otnoshenie vypusknikov shkol k Edinomu gosudarstvennomu ekzamenu (EGE) [Attitude of school graduates to the Unified State Exam (USE)] // Vestnik Surgutskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Bulletin of the Surgut State Pedagogical University]. 2023. No. 1 (82). P. 22. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/otnoshenie-vypusknikov-shkol-k-edinomu-gosudarstvennomu-ekzamenu-ege/viewer (accessed: 11/12/2023). (In Russ.)

9. Kamrakova N. Iu. Razvitie osoznannoi samoreguliatsii deiatelnosti u trevozhnykh deviatiklassnikov na etape podgotovki k ekzamenu [Development of conscious self-regulation of activity among anxious ninth-graders at the stage of preparation for the exam] // Gumanitarnye nauki [Humanities]. 2021. No. 4 (56). Available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/razvitie-osoznannoy-samoregulyatsii-deyatelnosti-u-trevozhnyh-devyatiklassnikov-na-etape-podgotovki-k-ekzamenu/viewer (accessed: 11/12/2023). (In Russ.)

10. Roome T. Exam stress experienced by GCSE students in a mainstream secondary school: perceptions of the effects on wellbeing and performance. // School of Education College of Social Sciences University of Birmingham. 2018. P. 25–31, 89–96. Available at: https:// etheses.bham.ac.uk/id/eprint/8595/1/Roome18AppEdCPsyD_vol_1.pdf

11. Popova I. V. Edinyi gosudarstvennyi ekzamen — kak sotsialno-psikhologicheskaia travma [Unified State Exam as a socio-psychological trauma] // Vestnik Kostromskogo universiteta [Bulletin of the Kostroma University]. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics. 2018. No. 3. P. 99–101. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/edinyy-gosudarstvennyy-ekzamen-kak-sotsialno-psihologicheskaya-travma (accessed: 11/12/2023). (In Russ.)

12. Kediarova E. A., Savenko D. S., Uvarova M. Iu., Chernetskaia N. I. Osobennosti psikhologicheskoi gotovnosti k EGE u starsheklassnikov [Features of psychological readiness for the Unified State Exam among high school students] // Psikhologiia. Psikhofiziologiia [Psychology. Psychophysiology]. 2021. No. 2. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-psihologicheskoy-gotovnosti-k-ege-u-starsheklassnikov/viewer (accessed: 11/12/2023). (In Russ.)

13. Mikhailova I. V., Mazhanova D. V. Gosudarstvennaia itogovaia attestatsiia kak faktor povysheniia trevozhnosti shkolnikov-vypusknikov [State final certification as a factor in increasing anxiety among school graduates] // Obshchestvo: sotsiologiia, psikhologiia, pedagogika [Society: Sociology, Psychology, Pedagogy]. 2022. No. 6 (98). P. 106 Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennaya-itogovaya-attestatsiya-kak-faktor-povysheniya-trevozhnosti-shkolnikov-vypusknikov (accessed: 11/12/2023). (In Russ.)

14. Maltseva S. M., Ryzhakova E. V., Stroganov D. A., Riabkova E. A. Edinyi gosudarstvennyi ekzamen i moralno-psikhologicheskoe sostoianie: mnenie pervokursnikov [Unified state exam and moral and psychological state: the opinion of freshmen] // Russian Journal of Education and Psychology. 2022. P. 158. No. 6. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/edinyy-gosudarstvennyy-ekzamen-i-moralno-psihologicheskoe-sostoyanie-mnenie-pervokursnikov (accessed: 11/12/2023). (In Russ.)

15. Arsakhanova G. A. Pedagogicheskie usloviia formirovaniia protivodeistviia stressovykh iavlenii v uchebnykh zavedeniiakh [Pedagogical conditions for the formation of counteraction to stress phenomena in educational institutions] // Upravlenie obrazovaniem: teoriia i praktika [Education Management: Theory and Practice]. 2021. P. 71–73 No. 3 (43). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-usloviya-formirovaniya-protivodeystviya-stressovyh-yavleniy-v-uchebnyh-zavedeniyah (accessed: 02/18/2024). (In Russ.)

16. Reshetnikov A. V., Prisiazhnaia N. V., Viatkina N. Iu. Perekhod na distantsionnyi format obucheniia v meditsinskom vuze: mnenie studentov o transformatsii uchebnogo protsessa v nachale pandemii COVID-19 [Transition to a distance learning format at a medical university: students’ opinions on the transformation of the educational process at the beginning of the COVID-19 pandemic] // Problemy sotsialnoi gigieny, zdravookhraneniia i istorii meditsiny [Problems of Social Hygiene, Health Care and History of Medicine]. — 2022. — Vol. 30. — No. 3. — P. 364–370. doi: 10.32687/0869-866X-2022-30-3-364-370. (In Russ.)

Государственная итоговая аттестация в России является обязательной формой проверки знаний учащихся 9-х и 11-х классов, при этом ежегодно около двух миллионов школьников сдают ОГЭ и ЕГЭ [1]. Подготовка к сдаче экзаменов сопряжена с увеличением учебной нагрузки школьников и включением в распорядок дня дополнительных форматов подготовки — занятий с репетиторами, дополнительных часов по выбранным для сдачи предметам в школе и вузах, а также увеличение объема времени самостоятельной подготовки по предмету. Учитывая, что за последние четыре года наблюдается рост средних тестовых баллов по единому государственному экзамену [2], можно говорить о возрастающем давлении на учеников, проходящих итоговую аттестацию.

Ежегодные изменения контрольно-измерительных материалов (КИМ) и их частичное несоответствие требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), по мнению некоторых исследователей, могут негативно повлиять на валидность оценки испытаний школьников и оказать воздействие на уровень стресса у старшеклассников при подготовке к итоговой аттестации.

Принимается ряд мер по содействию школьникам в подготовке к итоговой аттестации на базе средних образовательных учреждений [4]. Однако большинство проектов, инициированных Минпросвещения и Рособрнадзором, направлены прежде всего на повышение успеваемости школьников [5], тогда как обеспечение стабильного психоэмоционального состояния школьников зачастую остается за пределами внимания.

Вместе с тем более чем у половины старшеклассников наблюдается низкий уровень стрессоустойчивости [6] и высокий уровень тревожности [7], а большинство сталкиваются с проблемой нервного напряжения [8], что актуализирует необходимость психологического сопровождения школьников в период подготовки к экзаменам [9]. Доказано, что любой срез знаний негативно сказывается на психоэмоциональном состоянии обучающихся [10, 11], и опыт прохождения итоговой аттестации, по мнению исследователей, не является исключением, становясь особо травмирующим для учеников [12, 13]. При этом пролонгация негативных эмоций у школьников имеет стабильный характер и сохраняется после завершения экзаменационного периода [14, 16].

Для Цитирования:
Галимьянова Полина Вадимовна, Кацман Полина Андреевна, Влияние учебных нагрузок на психоэмоциональное состояние старшеклассников в период подготовки и сдачи итоговой аттестации. ГЛАВВРАЧ. 2024;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: