Государственная итоговая аттестация в России является обязательной формой проверки знаний учащихся 9-х и 11-х классов, при этом ежегодно около двух миллионов школьников сдают ОГЭ и ЕГЭ [1]. Подготовка к сдаче экзаменов сопряжена с увеличением учебной нагрузки школьников и включением в распорядок дня дополнительных форматов подготовки — занятий с репетиторами, дополнительных часов по выбранным для сдачи предметам в школе и вузах, а также увеличение объема времени самостоятельной подготовки по предмету. Учитывая, что за последние четыре года наблюдается рост средних тестовых баллов по единому государственному экзамену [2], можно говорить о возрастающем давлении на учеников, проходящих итоговую аттестацию.
Ежегодные изменения контрольно-измерительных материалов (КИМ) и их частичное несоответствие требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), по мнению некоторых исследователей, могут негативно повлиять на валидность оценки испытаний школьников и оказать воздействие на уровень стресса у старшеклассников при подготовке к итоговой аттестации.
Принимается ряд мер по содействию школьникам в подготовке к итоговой аттестации на базе средних образовательных учреждений [4]. Однако большинство проектов, инициированных Минпросвещения и Рособрнадзором, направлены прежде всего на повышение успеваемости школьников [5], тогда как обеспечение стабильного психоэмоционального состояния школьников зачастую остается за пределами внимания.
Вместе с тем более чем у половины старшеклассников наблюдается низкий уровень стрессоустойчивости [6] и высокий уровень тревожности [7], а большинство сталкиваются с проблемой нервного напряжения [8], что актуализирует необходимость психологического сопровождения школьников в период подготовки к экзаменам [9]. Доказано, что любой срез знаний негативно сказывается на психоэмоциональном состоянии обучающихся [10, 11], и опыт прохождения итоговой аттестации, по мнению исследователей, не является исключением, становясь особо травмирующим для учеников [12, 13]. При этом пролонгация негативных эмоций у школьников имеет стабильный характер и сохраняется после завершения экзаменационного периода [14, 16].