По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Влияние «центров силы» на региональную безопасность на примере консолидации интеграционных группировок Латиноамериканского региона

П. Б. Уксусников первый проректор по административным вопросам и финансовохозяйственной деятельности Дипломатической академии МИД России. E-mail: 5451897@mail.ru.
Р. Н. Шангараев научный сотрудник ИАМП Дипломатической академии МИД России, канд. экон. наук. E-mail: iamp.cwe@dipacademy.ru.

В период с 2004 по 2011 г. в Латиноамериканском регионе обозначилась тенденция на реализацию новых моделей регионального развития, под которыми следует понимать новые формы межгосударственного взаимодействия. Союз южноамериканских наций (УНАСУР), Боливарианский альянс для народов нашей Америки (АЛБА) и Сообщество латиноамериканских и карибских государств (СЕЛАК) в определенной степени бросают вызов более чем полувековому существованию Организации американских государств (ОАГ), деятельность которой в большей степени контролируют США.

Литература:

1. Андрианова О. В., Хадорич Л. В. Политический кризис 1993 года как препятствие на пути урегулирования внутреннего вооруженного конфликта в Гватемале: миссия ОАГ / В мире научных открытий. — 2015. — № 1. — С. 241–257.

2. Бажанов Е. П. Актуальные проблемы международных отношений // Избранные труды. В 3-х тт. Т. 3. — М., 2002.

3. Бажанов Е. П. Неизбежность многополюсного мира // Мировая экономика и международные отношения. — 2004. — № 2. — С. 11–16.

4. Бажанов Е. П. Россия между Западом и Востоком // Современный мир и геополитика. Гл. ред. Неймарк М. А. — М., 2015. — С. 9–47.

5. Бажанов Е. П., Бажанова Н. Е. Америка: вчера и сегодня. Монография. В 2-х тт. Т. 1. — М., 2005.

6. Бажанов Е. П., Бажанова Н. Е. Америка: вчера и сегодня. Монография. В 2-х тт. — М., 2005.

7. Бажанов Е. П., Бажанова Н. Е. Куда идет человечество? // Научно-аналитический журнал Обозреватель — Observer. — 2009. — № 6 (233). — С. 10–20.

8. Давыдов В. М. (отв. ред.). Латинская Америка в современной мировой политике. — М.: Наука, 2009. — 581 c.

9. Gardini G. L. Latin America in the 21st Century. London, U. K., Zed Books, 2012. — 152 p.

10. Интервенция США в Доминиканскую Республику 1965–1966 гг. // http://www.hrono.ru / sobyt / 1900war / 1965domi.php;

11. Иванов Н. С. Государственный переворот 1954 г. в Гватемале (к 60-летию операции ЦРУ «Успех») // www.igh.ru / boo ks / almanah / 14 / ivanov.pdf.

12. Операция «Вспышка ярости» // http://militera.lib.ru / h / dotsenko / 08.html; Миссия Организации Объединенных Наций по стабилизации в Гаити // http://www.un.org / ru / peacekeeping / missions / minustah / ba ckground.shtml;

13. Особенности развития стран Латинской Америки на современном этапе и перспективы российско-латиноамериканских отношений // http://riss.ru / analitycs / 6055 /

14. Pothuraju B. UNASUR and Security in South America. October 30, 2012. URL: http://idsa.in / backgrounder / UNASURandSecurityinSouthAmerica

15. Хадорич Л. В., Хейфец В. Л. Эволюция Организации американских государствв 90-е гг. ХХ века // Мировая политика. — 2015. — № 2. — С. 120–140. URL:http://e-notabene.ru / wi / article_14325.html.

16. Хейфец В. Л., Хадорич Л. В. ОАГ или СЕЛАК для Латинской Америки? // Мировая экономика и международные отношения. — 2015. — № 4. — C. 90–100.

17. Declaración de Caracas, Diciembre, 2011. Available at: http://www.celac.gob.ve / index.php?option=com_ docman&task=cat_view&gid=77&lang=es

18. Declaration of Santiago of the fi rst CELAC Summit, January, 2013. Available at: http://www.minrel.gob.cl / documentosi-cumbre-celac / minrel / 2013-02-08 / 155151.html

19. Herz M. Does the OAS Matter? London. CSRC Working Papers. Institute of International Relations

20. Jeifets V., Khadorich L. OAS and Interstate Dispute Resolution at the Beginning of the 21st Century: General Pattern and Peculiarities // World Academy of Science, 35 Engineering and Technology, International Science Index 100, International Journal of Social, Education, Economics and Management Engineering. — 2015. — № 9 (4). — P. 1004–1011.

21. Panagiota B. Latin-American Integration: MERCOSUR, CELAC and EU-CELAC partnership as a new form of interregionalism. Institute of International Economic Relations: Athens, May 2013.

22. Panama Canal Riots — 9–12 January 1964 // http://www.globalsecurity.org / military / ops / panama-riots.htm.

23. Special Declaration about the Defence of Democracy and Constitutional Order in the Community of Latin American and Caribbean States (CELAC). Available at: http://www.celac.gob.ve / index.php?option=com_ docman&task=doc_download&gid=141&Itemid= 21&lang=es

Важной наметившейся тенденцией стало формирование общеамериканских структур без участия США и Канады. Причиной таких изменений послужили недавние экономические успехи государств Латинской Америки и последовательное формирование ими внерегиональных связей, которые позволили им расширить пространство для политического маневра, дистанцироваться от США и получить возможность для реализации более независимой политики.

Одним из основных «центров силы» Латиноамериканского региона является ОАГ — международная организация, созданная 30 апреля 1948 г. на 9-й Межамериканской конференции в Боготе (Колумбия) на базе Панамериканского союза, существовавшего с 1889 г. Членами организации являются 35 латиноамериканских государств, включая США и Канаду. Штаб-квартира организации располагается в Вашингтоне.

Оценив процесс интеграции Латинской Америки, можно предположить, что модель развития ОАГ циклична — периоды конструктивного межамериканского взаимодействия сменяются острыми кризисными ситуациями, которые провоцировали дискуссии относительно эффективности организации, ее места во внешней политике государств региона. Успех деятельности ОАГ во многом зависит от способности государств идти на компромиссы, избегая открытой конфронтации и противостояния.

ОАГ продолжает играть роль политического форума, на котором государства-члены поднимают политические, экономические, правовые проблемы, требующие коллективного решения (вопросы мирного урегулирования споров между государствами-членами, совместных действий против агрессии; урегулирования, поддержания мира и безопасности на континенте, в частности борьба с наркобизнесом, терроризмом, незаконным оборотом оружия, коррупцией и другими новыми вызовами).

Неоднократно сталкиваясь с кризисами, ОАГ, тем не менее, успешно достигала решения различных задач в соответствии с интересами входящих в нее стран. ОАГ имеет разветвленную организационную структуру, состоящую из различных советов, секретариатов, департаментов, комиссий и рабочих групп. ОАГ также осуществляет тесное взаимодействие с институтами, функционирующими в рамках межамериканской системы, среди которых Панамериканская организация здравоохранения, Межамериканский банк развития, Межамериканский институт по сотрудничеству в сфере сельского хозяйства и др. Кроме встреч на высшем уровне (Саммит Америк), в рамках межамериканской системы проводятся встречи глав внешнеполитических ведомств и различных отраслевых министров. Решения принимаются в соответствии с Уставом ОАГ.

Для Цитирования:
П. Б. Уксусников, Р. Н. Шангараев, Влияние «центров силы» на региональную безопасность на примере консолидации интеграционных группировок Латиноамериканского региона. Дипломатическая служба. 2017;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: