Плотность почвы — наиболее важный ее агрофизический показатель. Именно она считается интегральным показателем физического состояния почвы, определяющим в значительной степени водный, воздушный, тепловой и питательный режим. На протяжении вегетационного периода она не остается постоянной: уменьшается на разрыхленных участках и повышается на уплотненных.
При традиционной технологии обработки почвы с применением пахоты верхний слой является распыленным и перемещается вниз, а более структурированный нижний слой поднимается на поверхность, где за счет механических воздействий орудий и дождевых капель разрушается, вследствие чего происходит разрушение структурных агрегатов, в конечном итоге почва уплотняется (Кротинов А., 2012).
При нулевой технологии (No-till) почва не испытывает механического воздействия почвообрабатывающих орудий. Поэтому остается не нарушенной ее структура.
Кроме того, за счет пожнивно-корневых остатков и соломы почва меньше уплотняется за счет их амортизирующих воздействий при проходе колесной техники (Тагиров М. Ш., 2015). Расчетно установлено, что экономия горючего при переходе на Notill существенно больше (Макарова Л., 2015).
Равновесная плотность дерново-подзолистой суглинистой почвы составляет 1,35–1,50 г/см3 , а оптимальная плотность для зерновых культур — 1,1–1,3 г/см3 . Установлено, что яровая пшеница наиболее высокий урожай обеспечивает при уплотнении почвы до 1,3–1,4 г/см3 (Ленточкин А. М., 2011).
Цель исследований — установить влияние систем обработки почвы в сравнении с технологией No-till на плотность почвы.
Исследования проводились в 2014 г., который считался благоприятным, и в 2015 г. при высокой температуре в первой половине и при низкой среднесуточной температуре во второй половине при избыточном количестве осадков. Исследования проводились на территории АО «Путь Ильича» Завьяловского района Удмуртской Республики. Объектом исследования являлась яровая пшеница. Предшественником был клевер, убранный на зеленый корм. Технология выращивания яровой пшеницы Свеча была общепринятой, за исключением изучаемых технологических приемов.