По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 338.465:658.5 DOI:10.33920/pol-01-2506-13

Влияние социальной квалиметрии на повышение клиентоориентированности государственных услуг: сравнительный анализ

Мусаева Айгуль Каныбековна кандидат социологических наук, доцент Академии государственного управления при Президенте Кыргызской Республики имени Жусупа Абдрахманова, Кыргызская Республика, 720040, г. Бишкек, ул. Панфилова, 237, e-mail: aigul_musaeva_k@mail.ru

В условиях динамично развивающегося общества и возрастающих ожиданий граждан к качеству государственного управления, принцип клиентоориентированности становится не просто декларативным лозунгом, а насущной необходимостью для обеспечения легитимности и эффективности деятельности государственных институтов. Ориентация на потребности и ожидания граждан предполагает трансформацию традиционных подходов к предоставлению государственных услуг, делая акцент на удобстве, доступности, своевременности и, что особенно важно, соответствии ожиданиям конечных потребителей. Социальная квалиметрия, как инструмент измерения и оценки качества с точки зрения потребителей, может играть важную роль в повышении клиентоориентированности государственных услуг. В статье проводится сравнительный анализ различных подходов к применению социальной квалиметрии (например, опросы, фокус-группы, анализ обращений) и оценка их влияния на удовлетворенность граждан, эффективность предоставления услуг и формирование обратной связи.

Литература:

1. Отчет о деятельности ГУ «Түндүк» при МЦР КР до сентября 2024 года. Режим доступа: https://digital.gov.kg/activities/ otchet-gu (дата доступа: 25.03.2025).

2. Social Qualimetry of Public Services Standardization in the Kyrgyz Republic / A. Musaeva, R. Salmorbekova, D. Rustamova // Advances in Applied Sociology, 2020. Режим доступа: https://www.scirp.org/journal/paperinformation (дата доступа: 25.03.2025).

3. Оценка эффективности деятельности государственных органов в Кыргызской Республике: методика и практика. Учеб. пособие/ К.Б. Шадыбеков, А.В. Третьяков, С.К. Мурзаев и др. / Под общ. ред. Н.С. Момуналиева. Б., 2015. 248 с. Режим доступа: https://www.undp.org/sites/g/files/zskgke326/files/migration/kg/kgz-evaluation-of-effectiveness-ofpublic-administration-RUS.pdf) (дата доступа: 25.03.2025).

4. Мусаева А.К. Квалиметрическая оценка эффективности предоставления государственных услуг в Кыргызской Республике / А.Л. Мусаева // Социальная политика и социальное партнерство. – 2020. № 11. С. 22-25.

5. Qualimetric assessment of the public services efficiency provision in the Kyrgyz Republic / A. Musaeva, S. Rita, K. Karimova, Z. Abdullaeva. Open Journal of Political Science, 2020.

6. Квалиметрический подход к задаче комплексного оценивания качества государственных услуг / Н.Н. Рожков // Государственная и муниципальная служба. – 2011. № 6. – С. 26-32.

1. Report on the activities of the State Institution "Tündük" under the MCR KR until September 2024. Available at: https://digital.gov.kg/activities/otchet-gu (accessed: 25.03.2025). (In Russ.)

2. Social qualimetry of public services standardization in the Kyrgyz Republic / A. Musaeva, R. Salmorbekova, D. Rustamova // Advances in Applied Sociology, 2020. Available at: https://www.scirp.org/journal/paperinformation (accessed: 25.03.2025).

3. Otsenka effektivnosti deiatelnosti gosudarstvennykh organov v Kyrgyzskoi Respublike: metodika i praktika [Evaluation of the effectiveness of government agencies in the Kyrgyz Republic: methodology and practice]. Textbook / K.B. Shadybekov, A.V. Tretiakov, S.K. Murzaev et al. / Edited by N.S. Momunaliev. Bishkek, 2015. 248 p. Available at: https://www.undp.org/sites/g/files/zskgke326/files/migration/kg/kgz-evaluation-of-effectivenessof-public-administration-RUS.pdf (accessed: 25.03.2025). (In Russ.)

4. Musaeva A.K. Kvalimetricheskaia otsenka effektivnosti predostavleniia gosudarstvennykh uslug v Kyrgyzskoi Respublike [Qualimetric assessment of the effectiveness of public service provision in the Kyrgyz Republic] / A.L. Musaeva // Sotsialnaia politika i sotsialnoe partnerstvo [Social Policy and Social Partnership]. – 2020. No. 11. P. 22-25. (In Russ.)

5. Qualimetric assessment of the public services efficiency provision in the Kyrgyz Republic / A. Musaeva, S. Rita, K. Karimova, Z. Abdullaeva // Open Journal of Political Science, 2020.

6. Kvalimetricheskii podkhod k zadache kompleksnogo otsenivaniia kachestva gosudarstvennykh uslug [Qualimetric approach to the problem of comprehensive assessment of the quality of public services] / N.N. Rozhkov // Gosudarstvennaia i munitsipalnaia sluzhba [State and Municipal Service]. – 2011. No. 6. P. 26-32. (In Russ.)

Статья поступила 28.03.2025

Статья подписана в печать 20.04.2025

В условиях возрастающих требований граждан к качеству государственного управления, принцип клиентоориентированности становится одним из ключевых векторов развития государственного сектора. Ориентация на потребности и ожидания граждан предполагает не только предоставление качественных услуг, но и постоянное изучение их мнения, учет обратной связи и адаптацию процессов предоставления услуг для максимального удовлетворения потребностей. В этом контексте социальная квалиметрия, представляющая собой совокупность методов измерения и оценки качества социальных объектов и процессов с позиции потребителей, приобретает особую значимость.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью поиска и систематизации эффективных инструментов для оценки качества государственных услуг с точки зрения их получателей и использования полученных данных для повышения уровня клиентоориентированности. Различные методы социальной квалиметрии обладают своими специфическими характеристиками, преимуществами и недостатками, что определяет необходимость их сравнительного анализа для определения наиболее оптимальных подходов в различных ситуациях.

Целью данной статьи является проведение сравнительного анализа влияния различных подходов социальной квалиметрии (опросов, фокус-групп, анализа обращений) на повышение клиентоориентированности государственных услуг, оценку их воздействия на удовлетворенность граждан, эффективность предоставления услуг и формирование обратной связи.

Полученные результаты позволят сформулировать практические рекомендации для государственных органов по оптимальному выбору и применению методов социальной квалиметрии с целью повышения уровня клиентоориентированности, улучшения качества предоставляемых услуг и укрепления доверия граждан к государственным институтам. Статья внесет вклад в развитие теории и практики государственного управления, обосновывая необходимость систематического использования инструментов социальной квалиметрии как неотъемлемого элемента клиентоориентированного подхода.

Для Цитирования:
Мусаева Айгуль Каныбековна, Влияние социальной квалиметрии на повышение клиентоориентированности государственных услуг: сравнительный анализ. Социальная политика и социальное партнерство. 2025;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: