Воздушные линии (ВЛ) высокого напряжения являются связующим звеном между источниками и приемниками электрической энергии (подстанций), которые состоят из следующих основных элементов: опоры, провода, изоляторов, цепной арматуры, грозозащитного троса и контуров заземлений.
Действительное состояние контура заземления оценивается сопротивлением заземляющего устройства, которое во многом определяет надежное функционирование ВЛ. Заземленная опора предназначена для уменьшения вероятности обратных перекрытий за счет напряжения, которое возникает при протекании токов молнии, ударившей в опору или трос [1].
В горной и предгорной местности, к которой относится Согдийская обл. Республики Таджикистан, надежное функционирование ВЛ обеспечивается допустимым сопротивлением заземляющего устройства, которое сопряжено с определенными трудностями (климатическая зона, характер и тип грунта).
В горных местностях грунт имеет каменистую структуру, удельное сопротивление которого варьируется: для сухого песка – 1500–4200 Ом·м, для скал и валунов – 2000–4000 Ом·м [2]. Основные факторы, которые влияют на надежность ВЛ с учетом состояния контура заземления, приведены на рис. 1.
Как видно из рисунка, вышеприведенные факторы условно подразделяются на климатические и технико-эксплуатационные воздействия. Рассмотрим эти воздействия:
– тип и характер грунта определяет параметры заземляющего устройства, количество и длину электродов;
– состояние грунта зависит от времени года, погодных условий, влажности воздуха;
– для ВЛ, расположенных в горной местности на высоте более 400 м над уровнем моря, нормированные удельные сопротивления заземления могут быть увеличены 1,3–2 раза.
Так, например, для участка линии от подстанции ХБ-1 до подстанции Канибадам, выполненной на двухцепной стальной опоре протяженностью 47,5 км и расположенной на высоте 409 м над уровнем моря, удельное сопротивление грунта, измеренное в летний период, при средней температуре 38,7 °С и относительной засухи в зависимости от протяженности линии приведена на рис. 2.