Статья поступила 25 февраля 2016 г.
The article was received of February 25, 2016.
Развитие сельскохозяйственных организаций имеет стратегическое значение в любом государстве, ведь сельскохозяйственные товаропроизводители обеспечивают население продовольствием и ряд промышленных отраслей – соответствующим сырьем. Именно степень развития сельского хозяйства страны в конечном итоге определяет уровень ее продовольственной безопасности, которая является элементом экономической национальной безопасности.
Специальный налоговый режим в виде уплаты ЕСХН был разработан специально для производителей сельскохозяйственной продукции, которая включает продукцию растениеводства, сельского и лесного хозяйства, животноводства, в том числе полученную в результате выращивания и доращивания рыб и других водных биологических ресурсов [1].
Налоговый режим в виде уплаты ЕСХН нельзя назвать идеальным. Помимо явных преимуществ, он также имеет и ряд недостатков (табл. 1).
Введение ограничительных критериев для перехода на ЕСХН имеет следующие последствия.
1. Вновь создаваемые сельскохозяйственные товаропроизводители в течение первого года своей деятельности лишены возможности использовать режим уплаты ЕСХН, хотя именно в этот начальный период им более всего требуется поддержка.
2. Крупные аграрные формирования со средней численностью работников более 300 человек не могут воспользоваться преимуществами ЕСХН для того, чтобы укрепить свои позиции и еще больше нарастить масштабы сельскохозяйственной деятельности (что чрезвычайно важно, когда речь идет о градообразующих предприятиях) [6].
По нашему мнению, такие недостатки налогового режима по уплате ЕСХН необходимо нивелировать или ликвидировать.
Более узкий перечень расходов, учитываемых в целях исчисления ЕСХН, можно оправдать, поскольку данный налоговый режим с финансовой точки зрения в значительной степени – льготный.