По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 316.424 DOI:10.33920/pol-01-2102-02

Влияние сетевых СМИ на социализацию и социально-политическую активность молодежи в цифровую эпоху

Е. Н. Малик канд. полит. наук, доцент, сотрудник Академии ФСО России, Е-mail: malik57-elena@mail.ru

Статья посвящена распространению сетевых технологий масс-медиа, которые обусловили эволюцию жизнеустройства современной молодежи в условиях глобального информационного общества. Интернет-коммуникации, формируя виртуальное измерение реальности, представляют собой новую среду обитания для молодежных интерактивных сообществ и осуществления политкоммуникаций. Автором аргументировано, что сетевые медиа в цифровую эпоху стали важнейшим институтом политической социализации молодого поколения. Анализ приоритетных направлений медийной политики субъектов политического процесса с использованием цифровых и сетевых технологий показал, что данный механизм стремительно развивается.

Литература:

1. Баранова, Г. В Развитие гражданского общества в регионах России: монография / Батанина И. А., Баранова Г. В, Лаврикова А. А., Шумилова О. Е. и др. / под общ. ред. И. А. Батаниной. — Тула, 2019. — 253 с.

2. Баранова Г. В., Баранов А. А. Социальная активность (опыт методологического анализа) // Вестник РГГУ. Серия: Философия. Социология. Искусствоведение. — 2013. — № 2 (103). — С. 233–242.

3. Бродовская Е. В. Влияние цифровых коммуникаций на формирование профессиональной культуры российской молодежи: результаты комплексного прикладного исследования // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. — 2019. — № 1. — С. 228–251.

4. Васецкий А. А., Малькевич А. А. «Новые СМИ» в процессе политической социализации молодежи // Управленческое консультирование. — 2011. — № 3. — С. 43–48.

5. Вершинин М. С. Политическая коммуникация в информационном обществе. — СПб., 2001. — 252 с.

6. Орлов К. А. Средства массовой информации как элемент гражданского общества // Вестник Южно-Уральского государственного университета. — 2012. — № 20 (279). — С. 13–17.

7. Устинович Е. С. Государственная политика развития цифровой экономики в России // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. — 2018. — Т. 8, № 1 (26). — С. 112–115.

8. Устинович Е. С., Бледнова Е. М. Право на информацию: глобальный и национальный аспекты // Конституционное и муниципальное право. — 2009. — № 16. — С. 18–20.

1. Baranova G. V. Razvitie grazhdanskogo obshchestva v regionakh Rossii. Monografi ia [Development of civil society in the regions of Russia. Monograph] / Batanina I. A., Baranova G. V., Lavrikova A. A., Shumilova O. E., et al / Edited by I. A. Batanina. Tula, 2019. — 253 p. (In Russ.)

2. Baranova G. V., Baranov A. A. Sotsialnaia aktivnost (opyt metodologicheskogo analiza) [Social activity (experience of methodological analysis)] // Vestnik RGGU. Seriia: Filosofi ia. Sotsiologiia. Iskusstvovedenie [Bulletin of the Russian State University for Humanities. Series: Philosophy. Sociology. Art criticism]. — 2013. — No. 2 (103). — P. 233–242. (In Russ.)

3. Brodovskaia E. V. Vliianie tsifrovykh kommunikatsii na formirovanie professionalnoi kultury rossiiskoi molodezhi: rezultaty kompleksnogo prikladnogo issledovaniia [Infl uence of digital communications on the formation of the professional culture of Russian youth: the results of a comprehensive applied research] // Monitoring obshchestvennogo mneniia: Ekonomicheskie i sotsialnye peremeny [Monitoring of public opinion: Economic and social changes]. — 2019. — No.

1. — P. 228–251. (In Russ.)

4. Vasetskii A. A., Malkevich A. A. «Novye SMI» v protsesse politicheskoi sotsializatsii molodezhi [«New media» in the process of political socialization of the youth] // Upravlencheskoe konsultirovanie [Management consulting]. 2011. — No. 3. — P. 43–48. (In Russ.)

5. Vershinin, M. S. Politicheskaia kommunikatsiia v informatsionnom obshchestve [Political communication in the information society]. SPb., 2001. — 252 p. (In Russ.)

6. Orlov K. A. Sredstva massovoi informatsii kak element grazhdanskogo obshchestva [Mass media as an element of civil society] // Vestnik Iuzhno-Uralskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the South Ural State University]. — 2012. — No. 20 (279) — P. 13–17. (In Russ.)

7. Ustinovich E. S. Gosudarstvennaia politika razvitiia tsifrovoi ekonomiki v Rossii [State policy for the development of the digital economy in Russia] // Izvestiia Iugo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia: Istoriia i pravo [News of the South-West State University. Series: History and Law]. — 2018. — Vol. 8. No. 1 (26). — P. 112–115. (In Russ.)

8. Ustinovich E. S., Blednova E. M. Pravo na informatsiiu: globalnyi i natsionalnyi aspekty [The right to information: global and national aspects] // Konstitutsionnoe i munitsipalnoe pravo [Constitutional and municipal law]. — 2009. — No. 16. — P. 18–20. (In Russ.)

Стремительное расширение Интернета, прежде всего мобильного, привело к тому, что социальные медиа переформатировали коммуникативное пространство. Распространяемые в Интернете контентматериалы формируют базовые установки сетевых субъектов касаемо событий и явлений социально-политической сферы, просвещают, способствуют их интеграции или дезинтеграции, обмену идеями, которые используются во благо или во вред обществу.

Сегодня молодежные виртуальные сообщества увеличили поток информации, оперативно направляемой из социальной системы в политическую. Современные СМИ активно глобализируются, развиваются социальные сети, которые представляют собой открытые интернет-ресурсы, предназначенные для обмена информацией и общения [7]. Под влиянием глобализации сегодня образуется большое количество локальных молодежных сообществ, представляющих собой сетевые узлы в социальном веб-пространстве, которые выстраиваются по принципу близости мотиваций и интересов. Поэтому необходимо уделять самое пристальное внимание не только работе с молодежью на уровне общественных объединений, традиционных социальных институтов, но и подвергать исследованию символико-смысловые взаимодействия в рамках молодежной мобильной коммуникации. На основе анализа виртуальных сетевых сообществ следует сделать следующие выводы относительно вовлечения молодежи в мобильный коммуникативный процесс:

• во-первых, приобретение нового социального опыта, а также социализация в среде киберпространства;

• во-вторых, привлекательность «коммуникативной автономии», динамизма сетевого пространства, активного познания мира;

• в-третьих, использование технических новинок, игровых форм взаимодействия, а также интернет-технологий для получения информации и общения.

При этом необходимо понимать, что в сетевом взаимодействии силу коммуникации и информационных потоков контролировать невозможно. Следовательно, Интернет становится технологическим инструментом для воздействия на мысли людей, фундаментальным источником власти.

Для Цитирования:
Е. Н. Малик, Влияние сетевых СМИ на социализацию и социально-политическую активность молодежи в цифровую эпоху. Социальная политика и социальное партнерство. 2021;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: