По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 336.284

Влияние режимов термопластического деформирования металла на напряженно-деформированное состояние наружных цилиндрических поверхностей деталей

В. Н. Хромов д-р техн. наук, профессор, e-mail: chrom@orel.ru

Рассмотрено формирование напряженно-деформированного состояния при восстановлении изношенных поршневых пальцев двигателей внутреннего сгорания транспортных средств термопластическим деформированием металла. Показаны механизмы возникновения и формирования остаточных напряжений по сечению восстановленного поршневого пальца за счет термопластического деформирования и фазовых превращений в наружном поверхностном цементованном слое поршневого пальца. Рассмотрена технология восстановления гильз цилиндров термопластическим деформированием с одновременным их упрочнением и последовательность механической обработки полученных припусков.

Литература:

1. Хромов В. Н. Влияние упрочнения деталей на дорожно-транспортные происшествия транспортных средств при их эксплуатации на примере восстановления гильз цилиндров двигателей внутреннего сгорания // Упрочняющие технологии и покрытия. — 2014. — № 2. — С. 44–47.

2. Хромов В. Н. Упрочнение и восстановление наружных и внутренних поверхностей деталей типа «полый цилиндр» термопластическим деформированием // Изобретатели — машиностроению. — 2012. — № 12. — С. 9–14.

3. Хромов В. Н. Упрочнение и восстановление деталей дизелей термоупругопластическим деформированием при производстве и ремонте машин // Тяжелое машиностроение. — 2005. — № 4. — С. 15–17.

4. Хромов В. Н. Технология упрочнения и восстановления деталей машин термоупругопластическим деформированием // Технология машиностроения. — 2001. — № 6. — С. 39–42.

5. Хромов В. Н. Упрочнение и восстановление деталей машин термоупругопластическим деформированием / В. Н. Хромов, И. К. Сенченков. — Орел.: Изд-во ОГСХА, 1999. — 221 с.

6. Хромов В. Н. термоупругопластическое деформирование металла: восстановление деталей машин / В. Н. Хромов, И. К. Сенченков. — Орел: Изд-во ОрелГТУ, 2002. — 219 с.

7. Хромов В. Н. Восстановление и упрочнение деталей машин и инструмента. Термопластическое деформирование металла: Монография. LAP Lambert Academic Publishing. 01.10.2012. — 280 с. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: //https:// www.lap-publishing.com/catalog/ details/store/gb/book/978-3-65925718-6/Восстановлениеи-упрочнениедеталей-ма шин-и-инструмента? search=%D1 %85 %D1%80 %D0%BE% D0 %BC%D0 %BE%D0 %B2.

Известна технология восстановления до номинальных размеров и упрочнения внутренних цилиндрических поверхностей деталей термопластическим деформированием металла (ТПД), в частности гильз цилиндров двигателей внутреннего сгорания (ДВС) различных транспортных средств (ТС): автомобилей, тракторов, комбайнов и другой сельскохозяйственной техники, железнодорожных локомотивов, речных и морских судов [1–7].

В данной статье представлена технология восстановления изношенных наружных цилиндрических поверхностей деталей ТПД, в частности поршневых пальцев ДВС ТС (автотракторных дизелей), и показано влияние режимов ТПД на напряженно-деформированное состояние (НДС), физико-механические и эксплуатационные свойства восстановленных и упрочненных наружных цилиндрических поверхностей поршневых пальцев ДВС.

Кировоградский ремонтно-механический завод (РМЗ) восстанавливает поршневые пальцы ТПД по способу, на который получил авторское свидетельство более чем 50 лет назад, а усовершенствование технология получила в МГАУ им. В. П. Горячкина с участием авторов Кировоградского РМЗ.

Всероссийский научно-исследовательский институт технологии упрочнения, восстановления и изготовления деталей (ВНИИТУВИД «Ремдеталь») совершенствовал технологию без участия сотрудников Кировоградского РМЗ и предложил дополнительно охлаждать наружную цементованную поверхность, а также фиксировать торцы пальца для перераспределения металла на внутреннюю и наружную цилиндрические поверхности.

В результате дополнительных экспериментальных исследований технологии восстановления поршневых пальцев ТПД по технологии Кировоградского РМЗ был выявлен ряд недостатков: коробление при термопластическом деформировании, отклонение микроструктуры от требований ГОСТа и ряд других, но главным и трудноустранимым недочетом являлась седлообразность поршневого пальца. Седлообразность пальцев после механической обработки оставляла черновины на наружной цилиндрической поверхности в средней части, что требовало около 10 % пальцев раздавать повторно.

Для Цитирования:
В. Н. Хромов, Влияние режимов термопластического деформирования металла на напряженно-деформированное состояние наружных цилиндрических поверхностей деталей. Сельскохозяйственная техника: обслуживание и ремонт. 2021;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: