По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 316.356.2:21/29(575.2) DOI:10.33920/pol-01-2510-04

Влияние религии на институт семьи в Кыргызстане

Салморбекова Рита Бобуевна доктор социологических наук, профессор кафедры естественно-научных дисциплин Кыргызского авиационного института им. И. Абдраимова, член-корреспондент Академии авиации и воздухоплавание РФ, 720027, Кыргызская Республика, г. Бишкек, ул. Лущихина, 60, e-mail: r.salmorbekova@mail.ru
Чолпонбаева Венера Сапарбековна аспирант Института философии им. А. Алтмышбаева Национальной академии наук КР, 720010, Кыргызская Республика, г. Бишкек, ул. Чуй 265 а, e-mail: venera_1978@inbox.ru

В статье анализируется влияние религии, главным образом ислама, на институт семьи в Кыргызстане. Рассматриваются историко-культурные предпосылки формирования семейных традиций, современное состояние брачно-семейных отношений, роль религиозных организаций в воспитании подрастающего поколения, а также практика религиозной благотворительности. Показано, что религия укрепляет духовно-нравственные ценности и социальные связи семьи, однако её влияние порождает ряд противоречий в контексте гендерного равенства и правовой защищенности. На основе анализа государственных и религиозных инициатив в социальной сфере выделяются тенденции и риски, определяющие развитие института семьи в современном Кыргызстане.

Литература:

1. Государственная комиссия по делам религий КР. Отчет за 2023 год. – Бишкек, 2024. – 45 с.

2. Коран / Перевод смыслов и комментарии Эльмира Кулиева. – 5-е изд. – М.: Умма, 2006. – 952 с.

3. Маликов А.И. Ислам в Кыргызстане: история и современность / А.И. Маликов. – Бишкек: КРСУ, 2019. – 210 с.

4. Министерство труда, социального обеспечения и миграции КР. Отчет о реализации программы «Социальный контракт» за 2024 г. – Бишкек, 2025. – 38 с.

5. Национальный статистический комитет Кыргызской Республики. Демографический ежегодник Кыргызской Республики. – Бишкек, 2022. – 254 с.

6. Салморбекова Р.Б. Проблемы духовно-нравственного развития современной личности в Кыргызстане. Философские аспекты / Р.Б. Салморбекова, Н.А. Токторбекова, Н.К. Карашева // Вопросы философии. – 2025. – № 3. – С. 183–190. – DOI: 10.21146/0042-8744-2025-3-183-190.

7. Хадисы Пророка Мухаммеда. Сборник имама Абу Исы ат-Тирмизи [«аль-Джами ас-сахих»] / Пер. с араб., коммент. и прим. И.В. Пороховой. – Каир: Дар аль-Маариф, 1987. – 735 с.

8. 24.kg. Фитр-садака через QR-код: новшество 2025 года [Электронный ресурс]. – Бишкек, 2025. – URL: https://24.kg (дата обращения: 20.08.2025).

1. State Commission on Religious Affairs of Kyrgyz Republic. Report for 2023. Bishkek, 2024. 45 p. (In Russ.)

2. The Quran. Translation of Meanings and Commentaries by Elmir Kuliev. 5th edition. Moscow: Umma Publishing House, 2006. 952 p. (In Russ.)

3. Malikov A.I. Islam v Kyrgyzstane: istoriia i sovremennost [Islam in Kyrgyzstan: history and modernity]. Bishkek: KRSRU, 2019. 210 p. (In Russ.)

4. Ministry of Labor, Social Security and Migration of Kyrgyz Republic. Report on Implementation of the Program “Social Contract” for 2024. Bishkek, 2025. 38 p. (In Russ.)

5. National Statistical Committee of the Kyrgyz Republic. Demographic Yearbook of the Kyrgyz Republic. Bishkek, 2022. 254 p. (In Russ.)

6. Salmorbekova R.B. Problemy dukhovno-nravstvennogo razvitiia sovremennoi lichnosti v Kyrgyzstane. Filosofskie aspekty [Problems of spiritual and moral development of contemporary personality in Kyrgyzstan. Philosophical aspects] / R.B. Salmorbekova, N.A. Toktorbekova, N.K. Karasheva // Voprosy filosofii [Questions of Philosophy], 2025, No. 3. P. 183–190. DOI: 10.21146/0042-8744-2025-3-183-190. (In Russ.)

7. Hadiths of Prophet Muhammad. Collection of Imam Abu Isa al-Tirmidhi ["Al-Jami' As-Sahih"]. Translated from Arabic, commentary and notes by I.V. Porokhova. Cairo: Dar Al-Maarif, 1987. 735 p. (In Russ.)

8. 24.kg. Fitr-Sadaqa via QR Code: Innovation of 2025. Electronic resource. Bishkek, 2025. Available at: https://24.kg (accessed: 20.08.202

Статья поступила 13.07.2025 г.

Статья подписана в печать 20.08.2025 г.

Семья в кыргызском обществе традиционно выступает основным социальным институтом, обеспечивающим воспроизводство культурных норм, воспитание подрастающего поколения и сохранение нравственных ориентиров. На протяжении веков религиозные ценности, главным образом исламские, играли важную роль в укреплении семейных связей, регуляции брачно-семейных отношений и формировании общественного мнения.

Семейные традиции кыргызского народа формировались под влиянием тенгрианства и шаманизма, где основным элементом было почитание рода и предков. С VIII века ислам постепенно стал доминирующей религией в Центральной Азии, в том числе и у кыргызов [3]. Ислам закрепил нормы брака, наследования и воспитания детей, что оказало прямое влияние на институт семьи. Доисламские верования кыргызов (тенгрианство, шаманизм) формировали традиции культа рода и предков, подчеркивая важность продолжения рода. С распространением ислама в Центральной Азии (VIII–X вв.) религиозные предписания постепенно интегрировались в семейнобрачные обычаи. В колониальный и советский периоды религиозные практики подвергались ограничениям, однако семейные традиции, основанные на религиозных нормах, сохранялись в быту.

Согласно исламскому праву (шариату), брак (никах) рассматривается как священный договор, регулирующий отношения супругов. В исламе брак (никах) рассматривается как священный договор, заключаемый в присутствии свидетелей и с согласия сторон. В Коране сказано: «И Он создал для вас из вас самих супругов, чтобы вы находили в них покой; и установил между вами любовь и милосердие» (Коран, 30:21) [2].

В Кыргызстане официально признается только государственная регистрация брака, однако практика никаха остаётся широко распространенной. По данным Национального статистического комитета КР, в 2021 г. было зарегистрировано 51,4 тыс. браков, однако исследования показывают, что значительная часть пар также заключает религиозный брак (никах), иногда без государственной регистрации [5]. В Кыргызстане распространена практика заключения никаха наряду с гражданской регистрацией брака. Это создает социальные риски: женщины и дети в браках без официальной регистрации не имеют правовой защиты в случае развода или наследственных споров. Религиозные предписания подчеркивают ценность целомудрия, уважения между супругами, верность и ответственность за семью.

Для Цитирования:
Салморбекова Рита Бобуевна, Чолпонбаева Венера Сапарбековна, Влияние религии на институт семьи в Кыргызстане. Социальная политика и социальное партнерство. 2025;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: