По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 612.1 DOI:10.33920/med-10-2109-02

Влияние психологического стресса на сердечно-сосудистую систему студентов биолого-химического факультета во взаимодействии с ортостатической пробой

Морякина Светлана Васильевна канд. биол. наук, доц. биолого-химического факультета, Чеченский государственный университет, s.moriakina@yandex.ru, http://orcid.org/0000-0002-2548-1088
Анзоров Ваха Асхадович д-р биол. наук, профессор биолого-химического факультета, Чеченский государственный университет, http://orcid.org/0000-0002-8309-7244

Научная статья посвящена изучению показателей сердечно-сосудистой системы у студентов в условиях экзаменационного стресса. В результате проведенных исследований нами было зафиксировано, что студенты перед началом экзамена и после его окончания испытывали жесточайший стресс, что отрицательно отразилось на результатах исследования гемодинамических показателей, которые показали высокие значения, свидетельствующие о перенапряжении адаптационных механизмов.

Литература:

1. Агаджанян Н. А., Баевский Р. М., Берсенева А. П. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний. М.: Изд-во РУДН, 2006. 284 с.

2. Алексеева Э. А., Шантанова Л. Н., Петунова А. Н. Оценка функционального состояния организма студентов в период экзаменационного стресса // Вестник Бурятского государственного университета. 2010. № 12. С. 108–113.

3. Арефьева А. В., Фатеева Н. М., Глухих Т. А., Турышева А. А. Адаптация студентов к учебному стрессу // Журнал научных статей Здоровье и образование в XXI веке. 2012. Т. 14. № 1. С. 89.

4. Калюжный Е. А., Маслова В. Ю., Титова М., Маслова М. Реализация метода индексов для оценки физического развития студентов // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 6–3 (38). С. 19.

5. Кияева Е. В., Алиджанова И. Э., Акимов С. С. Оценка функционального состояния и адаптационного потенциала студентов различных социальных групп // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. С. 984.

6. Коломиец О. И., Петрушкина Н. П., Макунина О. А. Заболеваемость и вегетативный статус студентов-первокурсников как показатели стратегии адаптации к обучению в высших учебных заведениях // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2015. № 1 (119). С. 97–103.

7. Морякина С. В., Анзоров В. А., Хатуева Я. Р. Влияние физического и психоэмоционального (экзаменационного) стресса на гемодинамические показатели студентов // Современные исследования в сфере естественных, технических и физико-математических наук: сборник результатов научных исследований. Киров: Изд-во АНО ДПО «Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании», 2018. С. 374–381.

8. Надежкина Е. Ю., Новикова Е. И., Мужиченко М. В., Филимонова О. С. Влияние экзаменационного стресса на функциональное состояние сердечно-сосудистой системы и уровень тревожности у студентов с различными типами высшей нервной деятельности // Вестник ВолгГМУ. 2017. Выпуск 2 (62). С. 115–118.

9. Рослякова Е. М., Алипбекова А. С., Игибаева А. С. Показатели функционального состояния сердечно-сосудистой системы студентов в условиях адаптации к обучению в вузе в зависимости от вегетативного статуса // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2017. № 5–2. С. 252–256.

10. Фатеева Н. М. Адаптация студентов к экзаменационному стрессу // Символ науки. 2016. № 1. С. 32–34.

11. Dragos D., Tanasescu M. D. The effect of stress on the defense systems // Journal of Medicine and Life. 2010. Vol. 3 (1). Pp. 10–18.

12. Koide R., Harada T., Aoi S. et al. Study of objective evaluation of response to a psycho-logical stressor using peripheral circulation monitoring devices // Medical Consultation New Remedies. 2012. Pp. 1333–1338.

13. McEwen B. S. Physiology and neurobiology of stress and adaptation: central role of the brain // Physiological Reviews. 2007. Vol. 87. Pp. 873–904.

14. Shaikh R. B., Mathew E., Sreedharan J., Muttappallymyalil J., Al Sharbatti Sh., Basha Sh. A. Knowledge regarding risk factors of hypertension among entry year students of a medical university // Journal of Family & Community Medicine. 2011. Vol. 18 (3). Pp. 124–129.

1. Agadzhanian N. A., Baevskii R. M., Berseneva A. P. Otsenka adaptatsionnykh vozmozhnostei organizma i risk razvitiia zabolevanii [Assessment of the adaptive capabilities of the body and the risk of developing diseases]. Moscow: RUDN Publishing House, 2006. 284 p. (In Russ.)

2. Alekseeva E. A., Shantanova L. N., Petunova A. N. Otsenka funktsionalnogo sostoianiia organizma studentov v period ekzamenatsionnogo stressa [Assessment of the functional state of the organism of students during examination stress] // Vestnik Buriatskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Buryat State University]. 2010. No. 12. P. 108–113. (In Russ.)

3. Arefieva A. V., Fateeva N. M., Glukhikh T. A., Turysheva A. A. Adaptatsiia studentov k uchebnomu stressu [Adaptation of students to educational stress] // Zhurnal nauchnykh statei Zdorovie i obrazovanie v XXI veke [Journal of scientific articles Health and education in the XXI century]. 2012. Vol. 14. No. 1. P. 89. (In Russ.)

4. Kaliuzhnyi E. A., Maslova V. Iu., Titova M., Maslova M. Realizatsiia metoda indeksov dlia otsenki fizicheskogo razvitiia studentov [Implementation of the index method for assessing the physical development of students] // Sovremennye nauchnye issledovaniia i innovatsii [Modern scientific research and innovations]. 2014. No. 6–3 (38). P. 19. (In Russ.)

5. Kiiaeva E. V., Alidzhanova I. E., Akimov S. S. Otsenka funktsionalnogo sostoianiia i adaptatsionnogo potentsiala studentov razlichnykh sotsialnykh grupp [Assessment of the functional state and adaptive potential of students of various social groups] // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniia [Modern problems of science and education]. 2014. No. 6. P. 984. (In Russ.)

6. Kolomiets O. I., Petrushkina N. P., Makunina O. A. Zabolevaemost i vegetativnyi status studentov-pervokursnikov kak pokazateli strategii adaptatsii k obucheniiu v vysshikh uchebnykh zavedeniiakh [Morbidity and vegetative status of first-year students as indicators of the strategy of adaptation to learning in higher educational institutions]. Uchenye zapiski universiteta im. P. F. Lesgafta [Scientific notes of the University named after P. F. Lesgaft]. 2015. № 1 (119). P. 97–103. (In Russ.)

7. Moriakina S. V., Anzorov V. A., Khatueva Ia. R. Vliianie fizicheskogo i psikhoemotsionalnogo (ekzamenatsionnogo) stressa na gemodinamicheskie pokazateli studentov [The influence of physical and psychoemotional (examination) stress on the hemodynamic indicators of students] // Sovremennye issledovaniia v sfere estestvennykh, tekhnicheskikh i fiziko-matematicheskikh nauk: sbornik rezultatov nauchnykh issledovanii [Modern research in the field of natural, technical and physical and mathematical sciences: collection of scientific research results]. Kirov: Publishing house of ANO FPE «Interregional center of innovative technologies in education», 2018. P. 374–381. (In Russ.)

8. Nadezhkina E. Iu., Novikova E. I., Muzhichenko M. V., Filimonova O. S. Vliianie ekzamenatsionnogo stressa na funktsionalnoe sostoianie serdechno-sosudistoi sistemy i uroven trevozhnosti u studentov s razlichnymi tipami vysshei nervnoi deiatelnosti [The influence of examination stress on the functional state of the cardiovascular system and the level of anxiety in students with different types of higher nervous activity] // Vestnik VolgGMU [Bulletin of the Volgograd State Medical University]. 2017. Issue 2 (62). P. 115–118. (In Russ.)

9. Rosliakova E. M., Alipbekova A. S., Igibaeva A. S. Pokazateli funktsionalnogo sostoianiia serdechno-sosudistoi sistemy studentov v usloviiakh adaptatsii k obucheniiu v vuze v zavisimosti ot vegetativnogo statusa [Indicators of the functional state of the cardiovascular system of students in the context of adaptation to university studies depending on the vegetative status] // Mezhdunarodnyi zhurnal prikladnykh i fundamentalnykh issledovanii [International Journal of Applied and Fundamental Research]. 2017. No. 5–2. P. 252–256. (In Russ.)

10. Fateeva N. M. Adaptatsiia studentov k ekzamenatsionnomu stressu [Adaptation of students to examination stress] // Simvol nauki [Symbol of Science]. 2016. No. 1. P. 32–34. (In Russ.)

11. Dragos D., Tanasescu M. D. The effect of stress on the defense systems // Journal of Medicine and Life. 2010. Vol. 3 (1). Pp. 10–18.

12. Koide R., Harada T., Aoi S. et al. Study of objective evaluation of response to a psycho-logical stressor using peripheral circulation monitoring devices // Medical Consultation New Remedies. 2012. Pp. 1333–1338.

13. McEwen B. S. Physiology and neurobiology of stress and adaptation: central role of the brain // Physiological Reviews. 2007. Vol. 87. Pp. 873–904.

14. Shaikh R. B., Mathew E., Sreedharan J., Muttappallymyalil J., Al Sharbatti Sh., Basha Sh. A. Knowledge regarding risk factors of hypertension among entry year students of a medical university // Journal of Family & Community Medicine. 2011. Vol. 18 (3). Pp. 124–129.

Стресс — это нормальная грань человеческого существования [1]. Он привлекал исследовательский интерес на протяжении многих лет в стремлении повысить эффективность студенческой деятельности. Некоторые из этих исследований показали, что стресс оказывает значительное влияние на психическое и физическое здоровье студентов, а также на их общую производительность [8], связь между стрессом и заболеваниями хорошо установлена.

Стресс — это срежиссированное состояние событий, а не просто психологический термин, с которым сталкиваются все люди в период болезни. Он принципиально отличается от реакции боя или полета или острого стресса, которая возникает при столкновении с воспринимаемой угрозой, как впервые описано физиологом Уолтером Кэнноном в 1915 году.

Стресс рассматривается как давление, напряженность и беспокойство, возникающие у студентов в период сессии. Это распространенная психологическая проблема в вузах, что может дополнительно вызвать проблемы со здоровьем [5].

Проведение функциональных проб поможет определить нарушения, которые возникают со стороны сердечно-сосудистой системы под влиянием зачетного и экзаменационного стресса.

Это и стало основной целью данной работы.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи.

1. Оценить вегетативный статус студентов путем изменения положения тела.

2. Проверить продолжительность статистической балансировки у студентов до и после воздействия экзаменационного стресса.

3. Изучить воздействие зачетного и экзаменационного стресса на систему кровообращения студентов.

Для того чтобы установить влияние психологического стресса на сердечно-сосудистую систему человека во взаимодействии с ортостатической пробой, нами была отобрана группа студентов очно-заочной формы обучения (ОЗФО) биолого-химического факультета в количестве 30 человек (из них 5 юношей) в возрасте от 17 до 23 лет. По половому признаку различий не делалось, так как большинство обучающихся биолого-химического факультета женского пола.

Для Цитирования:
Морякина Светлана Васильевна, Анзоров Ваха Асхадович, Влияние психологического стресса на сердечно-сосудистую систему студентов биолого-химического факультета во взаимодействии с ортостатической пробой. Справочник врача общей практики. 2021;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: