Как известно, безопасность дорожного движения (БДД) является составной частью общественной и национальной безопасности граждан нашего государства. Масштабы потерь от дорожно-транспортных происшествий (ДТП) в РФ требуют комплексной разработки и реализации мероприятий по защите прав человека (здоровья, условий труда, социальной и экономической стабильности и т. п.) гарантированных им Конституцией России [1, 2, 3].
Наибольшее количество ДТП на дорогах нашей страны совершается по вине водителей, удельный вес таких ДТП превышает 80%. Две трети всех происшествий происходят по причине нарушений Правил дорожного движения (ПДД) РФ водителями легковых автомобилей принадлежащих физическим лицам.
Основные причины ДТП для всех участников дорожного движения РФ распределяются следующим образом: доля ДТП по вине «человеческого фактора» составляет около 85%, примерно по 5 % ДТП происходят из-за технической неисправности транспортных средств (ТС), неразвитой дорожной инфраструктуры и изза погодных условий.
Наиболее распространенной причиной ДТП является несоответствие требованиям ПДД РФ действий водителей ТС. По данным Государственной инспекции по безопасности дорожного движения — структурного подразделения Министерства внутренних дел (ГИБДД МВД) РФ наглядно видна роль дисциплины водителей на дорогах Воронежской области при управлении автомобилем. Основные нарушения водителей это неподчинение указаниям дорожных знаков, нарушение правил перестроения, неправильный выбор дистанции и т.д. (рис. 1).
Довольно часто нарушения ПДД РФ провоцируются такими факторами, как нетрезвое состояние водителя за рулем, безответственное отношение к своему самочувствию, неуверенность в себе, рассеянность, пренебрежение к другим участникам движения, что снижает внимание на дороге и, как следствие, приводит к аварийным ситуациям. Таким образом, подводя итоги статистического анализа по фактам ДТП, можно сделать вывод, что человеческий фактор самый непредсказуемый и опасный фактор, подтверждаемый расследованием причин и экспертизой дорожных происшествий [4, 5].