По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 656.13

Влияние психологического состояния водителей на безопасность дорожного движения

В. А. Зеликов д-р техн. наук
Н. В. Зеликова E-mail: zelikov-vrn@mail.ru

В статье рассматриваются вопросы зависимости объективных и субъективных факторов с психофизиологическим состоянием водителя, а также взаимосвязи форм проявления психики с факторами, влияющими на безопасность дорожного движения. Анализируются основные причины нарушений для всех участников дорожно-транспортных происшествий и первопричины различной оценки, воспринимаемых дорожных событий. Рассматриваются мероприятия по повышению эмоциональной стабильности водителей в дорожных условиях.

Литература:

1. Increasing psychological stability of vehicle drivers [Электронныйресурс] / V.A. Zelikov, G.N. Klimova, Y.V. Strukov, A.Y. Artemov, D.V. Likhachev // Ubiquitous Computing and the Internet of Things: Prerequisites for the Development of ICT / Editors (view affiliations) Elena G. Popkova. — Springer Verlag 2019. — Vol. 826. — P. 1129-1136.

2. Zelikov V.A., StrukovYu.V., Razgonyaeva V.V., Korablev R.A., Artemov A.Yu. В сборнике: Lecture Notes in Networks and Systems. Proceedings Paper of International Conference. Editor Elena G. Popkova. 2019. С. 161-165.

3. Климова Г.Н., Зеликов В.А., Струков Ю.В., Денисов Г.А., Разгоняева В.В. Психологические аспекты, влияющие на БДД, и их учет при обучении водителей // Грузовик. 2020. №6. С. 38-44.

4. Климова Г.Н., Зеликов В.А., Струков Ю.В., Денисов Г.А., Маклакова Е.А., Бусарин Э.Н. Математическая модель прогнозирования безопасности движения // Грузовик. 2020. №10.

5. Буйленко В.Я., Климова Г.Н., Зеликов В.А., Струков Ю.В., Артемов А.Ю. Исследование субьективных факторов, влияющих на работоспособность водителя // Наука и техника в дорожной отрасли. 2020. №4. С. 33-36.

6. Буйленко В.Я., Климова Г.Н., Зеликов В.А., Струков Ю.В., Артемов А.Ю. Методические подходы к повышению качества подготовки водителей автотранспортных средств // Наука и техника в дорожной отрасли. 2018. №3. С. 13-16.

7. Суходольский Г.В. Инженерно-психологическая экспертиза дорожнотранспортных происшествий [Текст] /, Издание: Гуманитарный Центр, Институт прикладной психологии «Гуманитарный Центр», 2013. — 156 с. ISBN 966-8324-220-X/

Как известно, безопасность дорожного движения (БДД) является составной частью общественной и национальной безопасности граждан нашего государства. Масштабы потерь от дорожно-транспортных происшествий (ДТП) в РФ требуют комплексной разработки и реализации мероприятий по защите прав человека (здоровья, условий труда, социальной и экономической стабильности и т. п.) гарантированных им Конституцией России [1, 2, 3].

Наибольшее количество ДТП на дорогах нашей страны совершается по вине водителей, удельный вес таких ДТП превышает 80%. Две трети всех происшествий происходят по причине нарушений Правил дорожного движения (ПДД) РФ водителями легковых автомобилей принадлежащих физическим лицам.

Основные причины ДТП для всех участников дорожного движения РФ распределяются следующим образом: доля ДТП по вине «человеческого фактора» составляет около 85%, примерно по 5 % ДТП происходят из-за технической неисправности транспортных средств (ТС), неразвитой дорожной инфраструктуры и изза погодных условий.

Наиболее распространенной причиной ДТП является несоответствие требованиям ПДД РФ действий водителей ТС. По данным Государственной инспекции по безопасности дорожного движения — структурного подразделения Министерства внутренних дел (ГИБДД МВД) РФ наглядно видна роль дисциплины водителей на дорогах Воронежской области при управлении автомобилем. Основные нарушения водителей это неподчинение указаниям дорожных знаков, нарушение правил перестроения, неправильный выбор дистанции и т.д. (рис. 1).

Довольно часто нарушения ПДД РФ провоцируются такими факторами, как нетрезвое состояние водителя за рулем, безответственное отношение к своему самочувствию, неуверенность в себе, рассеянность, пренебрежение к другим участникам движения, что снижает внимание на дороге и, как следствие, приводит к аварийным ситуациям. Таким образом, подводя итоги статистического анализа по фактам ДТП, можно сделать вывод, что человеческий фактор самый непредсказуемый и опасный фактор, подтверждаемый расследованием причин и экспертизой дорожных происшествий [4, 5].

Для Цитирования:
В. А. Зеликов, Н. В. Зеликова, Влияние психологического состояния водителей на безопасность дорожного движения. Автотранспорт: эксплуатация-обслуживание-ремонт. 2024;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: